Владимир Комчак, Пчеловод
Орский индустриальный колледж
Мама — учитель, папа — водитель. Женат, трое детей.
Я родился в Орске в советское время. В детстве нравились автомобили, после школы получил профессию механика, но работа в горячем цехе на заводе не понравилась: не платят, и для здоровья вредно. Поехал в Санкт-Петербург, работал на кожгалантерейном предприятии, но воспоминания о родительском доме тянули жить за городом. С женой я познакомился на работе: коренная горожанка, она мою идею переезда поддержала, хотя опыта деревенской жизни у нее не было. Основной причиной переезда стала идея здорового образа жизни, а еще мы очень любим мед. Надо признаться, мы были хорошими клиентами для пчеловодов, за зиму на двоих съедали около 70 кг. Я приобрел в Псковской области дом с двумя гектарами земли, отремонтировал, и через два года вместе с женой и дочерьми 2,5 и 1,5 лет уехал из города, когда Ксения была беременна нашим младшим сыном. Дом специально искали на хуторе, чтобы пчелы никому не мешали, и не было соседей через забор. Но и в полной глуши не хотели оказаться, все-таки с нами маленькие дети.
Свое нынешнее дело я начинал с пары пчелиных семей, которых мы обнаружили в саду после покупки дома. Это было настоящим чудом, ведь там два года никто не жил, и бесспорно зна́ком того, что я двигаюсь в правильном направлении.
Если никуда не нужно с утра ехать, то просыпаемся около девяти, после завтрака занимаюсь домашними делами или гуляю с детьми. Если ухожу на пасеку, то могу весь день там провести. За столом мы всегда вместе — это наш важный семейный ритуал.
Мы начинали с пары ульев, понемногу продавали излишки, а потом заметили, что проданного меда вполне хватает на жизнь. Настоящего меда мало, поэтому наш востребован. В ярмарках мы не участвуем, пока достаточно сарафанного радио, хотя спрос растет. Я заметил, что Природа дает человеку ровно столько, сколько ему нужно, по крайней мере, в нашем случае. У нас объемы только растут, помимо меда и пчелопродуктов мы травяные чаи собираем, заготавливаем ферментированный иван-чай. (прим. автора — ссылка для тех, кто захочет попробовать мед Владимира)
Мне по душе пчеловодство и все, что с ним связано. Во-первых, это физическая нагрузка, причем осмысленная. Когда железо в зале таскаешь, конечно, результат есть — можешь на себя мускулистого в зеркале полюбоваться, но здесь ты видишь результат своего труда. Твоя активность ограничена только твоими желаниями либо силами. И усталость здесь другого рода, не выматывающая. Чистый воздух, выращенные без химии продукты — вещи очень важные. За какие деньги их в городе купишь? А мы морсы, компоты, варенья на меду готовим, у нас родниковая вода из крана бежит. И такая тишина кругом!
Заниматься пчелами очень интересно, хотя и непросто. Пчеловод водит пчел, направляя их деятельность в нужное русло. Важно правильно понимать пчелок. Например, в безвяточный период их необходимо загрузить работой, либо делить семьи искусственно, ослабив их. Моя задача состоит в умении управлять инстинктами пчелиной семьи, следить за тем, чтобы пчелы не болели и не роились. Вот мы и делаем отводки, то есть маленькие семьи пчел, расширяя свое пасечное хозяйство.
Когда мы начинали заниматься пчеловодством, то набрали массу специальной литературы, думали, что этой информацией обойдемся. Но очень быстро поняли, что без практики ничего не получится. Мы не лечили пчел лекарствами, так как сами таблеток не жалуем, к тому же прочитали, что сильные пчелиные семьи самоочищаются от клеща. Но это оказалось неправдой, в одну зиму у нас половина пасеки осыпалась. Теперь учимся пчелок лечить, в основном, расспрашивая профессионалов. У нас есть друзья-пчеловоды, конечно, по отношению к ним мы — конкуренты, но в Природе всего на всех хватит, и понимающие это люди всегда поделятся своей практикой, не станут ничего скрывать. Перенимать опыт — самое действенное хотя бы потому, что в практике работают все органы чувств, а это позволяет лучше усваивать полученную информацию. К тому же именно в практике встречаются все нешаблонные ситуации, с которыми придется столкнуться самому.
Когда льют дожди, к нам трудно добраться, хотя, с другой стороны, посторонним тут особо делать нечего, а друзья да родственники навещают все равно. Насчет школы не переживаем, мы с женой нацелены на домашнее образование. Отсюда до города 10 минут езды, можно учиться на экстернате. Если детям в школе понравится, значит, будут учиться, как все — это не проблема.
Выходные иногда забываем устраивать, потому что всегда находятся дела. Детей стараемся на ипподром возить, иногда в Питер ездим, если есть время, заглядываем на детские аттракционы, в океанариум или дельфинарий. От нас недалеко граница с Европой, мы любим путешествовать, смотреть мир. Это помогает зарядиться энергией и перенять какой-то опыт, нетипичный для наших краев.
У каждого человека собственные приоритеты и амбиции, одному нужна палатка на опушке леса, другому — квартира в центре города. Я могу только посоветовать тем, кто хочет переехать в деревню, для начала все просчитать, составить реальные сметы и увеличить процентов на 70.
А еще нужно попробовать пожить в деревне: снять дом, потопить печку, воду потаскать, огород посадить. Проще всего решить дышать свежим воздухом да крапиву с одуванчиками кушать. Но лето кончается, деревенская жизнь состоит из массы обязательств и дел, которые не перенесешь на завтра. Ту же избу на неделю вперед не протопишь. Дерзайте, если чувствуете, что это ваш путь. Будьте смелее и пробуйте, но не забывайте об ответственности за себя и свою семью!