Алексей, где Вы родились?
Родился 7 июля 1982 года в Воронеже.
Чем занимались Ваши родители?
Папа был строитель. Мама училась на бухгалтера — поработала немного в магазине, а потом открылась школа-интернат для слепых и слабовидящих, где я учился, и мама туда пошла работать в столовой и воспитателем.
А про себя расскажите, что любили делать в детстве? Кем хотели стать?
У меня сразу появилось увлечение — музыка. Как говорить начал, так и петь.
Когда бабушка купила мне гитару, я слушал пластинки Высоцкого и пытался подражать — играл и пел под его музыку. Так начала зарождаться мечта выступать.
Дальше началась учеба в школе. При школе был музыкальный кружок — в нем я осваивал баян, гитару, пел, участвовал в школьных концертах. В 6-7 классе мы уже побеждали в конкурсах — разные грамоты, дипломы до сих пор лежат.
В школе я учился и параллельно занимался на различных музыкальных инструментах. Когда мне было 15 лет, к нам пришел педагог-преподаватель вокала детской музыкальной школы, солист Воронеского театра оперы и балета Дьячок Николай Константинович и сказал: «Слух у тебя есть, голос приятный, но петь ты пока не можешь». Голос у меня был слабый.
На тот момент в школе мне оставалось учиться еще 3 года — в нашей школе-интернате учились 12 лет.
Это программу так растягивают, или как?
Да, растягивают немного программу. Поэтому я как раз учился в десятом классе, когда начал заниматься у Николая Константиновича, а потом в 11 классе он предложил: «Давай мы тебя попробуем, как тенора?». Начали распевать, голос пошел. Он мне сказал: «Леша, смотри. Баритоном ты будешь всегда, крепким баритоном. Но есть задатки тенора. Тенором быть сложнее. Но тенором быть выгодно, потому что теноров мало. Так что, решай, но трудиться придется больше, тенор – это путь непростой». Я решил легких путей не искать, а идти по своему и начал заниматься, как тенор.
После школы в 2001 году поехал в Курск. Там муз. училище для незрячих. Я поучился полтора года и все-таки вернулся в Воронеж, потому что там вокальное отделение было слабое. Вернулся в Воронеж. Пришел к Николаю Константиновичу, он сказал: «Знал, что вернешься». Так по его совету поступил в воронежское музыкальное училище им. Ростроповичей.
А в Воронеже не для незрячих, обычное совершенно?
Да, обычное. Прошёл отбор на вокальное отделение к народному артисту России Каданцеву Сергею Михайловичу (к сожалению, в 2010 году его не стало). Проучился там 3 года, решил перевестись в Воронежскую государственную академию искусств. Сергей Михайлович в тот момент и там преподавал. Он сказал: «Если собираешься на высшее образование идти, тогда давай год не терять».
Это был 2006 год, я поступил на первый курс Академии искусств и в 2010 году ее закончил. За эти несколько лет, что я учился, произошло много событий. На третьем курсе я начал пробовать себя в преподавательской деятельности, давал частные уроки. Мой диплом предполагает, что я не только артист, но и педагог. Поэтому я начал обучать сразу, практиковать.
А со стороны смотреть на прогресс тех, с кем занимаешься, наверное полезно для собственного развития?
Через год — другой стал замечать: когда ты объясняешь сам то, что объясняют тебе, более понятными становятся некоторые вещи, которые ежедневно тебе педагоги говорят, а до тебя что-то не доходит.
Вы классическому вокалу учите?
Так получилось, что люди приходят петь рок, джаз, эстраду. Но, как я уже по себе знаю, если у тебя академическая постановка, то ты уже можешь петь все, что угодно. Поэтому на первых занятиях, когда человек ко мне приходит, я преподаю именно академический вокал – работу с дыханием и некоторые другие приёмы.
Много людей хочет научиться петь?
Людей приходит много. Единственное, некоторые занимаются год, некоторые — полгода. Другие пробуют в течение месяца и пропадают. Для многих это уже просто отдушина — человек в офисе целый день провел, потом пришел ко мне — попел и настроение у него сразу поднимается.
А клиентов Вы откуда берете?
В основном с помощью сарафанного радио — люди просто рекомендуют мои услуги друг другу.
Давайте теперь перейдем к Вашей вокальной деятельности!
В институте ародолжал петь -развивал академический вокал. Незаметно для себя, начал проявляться в творчестве в другом — несколько лет проработал в группе «Обе-Рек».
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=ntIKBEv-jdc]
Потом начал в рок уходить и собирать свою команду. В 2013 году выпустил альбом «Пятилетчик». Были попытки, несколько составов поменял в институте, но с коллективом пока не удалось окончательно определиться.
А про последний концерт Ваш расскажите.
В клубе «Легенда 100 ручьёв» прошел концерт-презентация нового альбома «Эффект близнецов», который в отличие от первого является по-настоящему сольным.
Насколько я понимаю, концерты это такая вещь, которая денег сама по себе не приносит. Это больше, чтобы об альбоме заявить?
Скорее да. Ты вкладываешь поначалу свои силы туда, потому что тебе это нравится. Ты работаешь на то, что в дальнейшем будет что-то приносить. Но я не исключаю, что особой популярности это и не принесет. Но за прошедшие 2-3 года я вижу, что набираю свой круг, который сам уже от меня требует что-то делать, продолжать работать.
Но, естественно, основная работа — это Воронежская филармония. Там лежит моя трудовая, там я получаю зарплату. В филармонии работаю в коллективе из 17 человек — выступаю, как артист хора, так и сольно. Недавно, к примеру, состоялся юбилейный концерт моего хора, в котором я имею честь петь – коллективу исполнилось 25 лет.
А как проходит Ваш рабочий день?
Бывают разные дни. Например, вчера я с утра поработал в студии 3 часа над песней — писали вокал. Потом была встреча по поводу альбома, ближе к часу дня, нужно было поговорить насчет клуба.
А что Вы в студии делаете? Как именно проходит запись альбома?
Утром приезжаю на студию, там меня уже ждет специалист. Я говорю, например: «Сегодня мы работаем над такой-то песней, будем писать гитару». Этот человек устанавливает аппаратуру, ставит микрофоны, как нужно. Я сажусь за гитару, настраиваю, потом мы проверяем, как ее ловят микрофоны. Пробуем записаться, проверяем наушники, т.е. как слышно, все ли нормально. Если нормально , то пишем гитару. Допустим, акустическую гитару пишем сегодня, завтра — электрогитару и т.д.
Вы как-то кусками песню записываете или стараетесь цельно? Как это происходит?
Смотрите. Есть песня, я начинаю ее записывать. Сколько успеем за секцию 3–4 часа, столько и прописываем. Я начинаю писать, с недавнего времени, с ритм секции, т.е. вначале прописываем барабаны, бас. Потом гитару пишем, потом, если в песни нужно, подключаем клавишные, я ищу звуки, которые к этой песне подходят. Потом в конце вставляем вокал. Обычно песня пишется за 2–3 секции. Потом специалист сводит это все, а я проверяю. Нравится — начинаем работу над следующей композицией, не нравится – переписываем или пересводим.
А Вы сами играете на каждом инструменте?
Да, я играю на акустической гитаре, на электрогитаре. На электрогитаре я могу сыграть только, так называемые, рифы. Так что соло-гитарист мне нужен, потому что соло сыграть уже потяжелее. Я не могу, потому что нет достаточной техники пока. На клавишах я тоже играю- я стараюсь подобрать ту партию, в которой все смогу сыграть. А еще понимаете – в студии есть такая фишка, как писать кусочками. Я могу раза два сыграть, а человек, который сидит в студии, все потом смикширует из кусочков партию, поэтому в этом плане здесь легче. Некоторые клавишные партии или партии на электрогитаре я даже сейчас сыграть не в состоянии, если честно. Если понадобится сейчас сыграть, я не сыграю, а вот кусочками можно. Так все и собирается. Вокал, конечно, я прописываю быстрее, обычно с одного, двух, реже в трех дублей.
А что после студии делаете?
Днем у меня либо репетиции в филармонии, либо выездные концерты также в филармонии. А в будние дни по вечерам преподаю или провожу время дома с женой и дочкой. По выходным бывают концерты либо выездные с филармонией, либо мои в клубе по вечерам.
Алексей, Вы может назвать какие-то сложности своей професии?
Это постоянный поиск в вокале. В песне постоянно думаешь, как мысль выразить, ту или иную тему в песне раскрыть.
Еще высокая конкуренция. В современном мире музыки очень много, она легко доступна через интернет, mp3. Хорошо хоть RuTracker закрыли — теперь онлайн попрёт, ага. Человек может найти ту музыку, которая ему нравится, и недостатка в ней нет. За всю жизнь невозможно прослушать всю музыку мира, поэтому нужно о себе как-то заявить, чтобы заметили.
Еще бывает трудно отстаивать свою точку зрения, не стараться подстроиться под общее мнение. Мне иногда тоже приходится подстраиваться, но не в музыкальном плане — на это я готов пойти, это правильно выстраить общение с людьми, где-то уступить, где-то настоять на своем.
А почему Вы так любите эту работу?
Во-первых, это, наверное, дано свыше, еще с детства. Это было предначертано мне внутренне и внешне. Когда я пел, меня слушали родственники, и кто-то из них говорил: «Вот пройдет время, и мы о тебе, может быть, где-то услышим». Они уже точгда в меня начинали закладывать этот путь.
А любовь повседневная к работе уже рождается в действие, когда ты что-то делаешь, ты уже понимаешь, почему ты любишь эту профессию, потому что ты, концерт идет час, хотя бы за этот час можешь людям выложиться, вывернуться наизнанку: «Вот такой я есть. Нравится, не нравится, глядите». Стараешься отдавать все хорошее. И замечаешь, что одновременно плохое у людей забираешь. Часто бывает – человек приходит с дурными мыслями, через час смотришь, а человек повеселел.
Поняла. Алексей, а как Вы любите отдыхать?
Люблю читать книги. Благо сейчас выходит достаточно аудио книг и можно новинкидаже слушать. Я тормошу друзей: «Давайте зайдем в интернет, вышла новая книга. Надо скачать». Вечером прихожу домой, все ложатся спать, а я включаю и начинаю читать.
Люблю смотреть фильмы, желательно с кем-то, чтобы, если что-то непонятно, рассказывали. Например, недавно со знакмоым обсуждали фильм Германики и он мне в процессе разговора делает коррекцию на визуальный эффект: «А ты знаешь, что когда музыка играет, там идут картины, которые нарисованы главной героиней». И он начинает мне делать визуальную коррекцию к моему восприятию, которое я воспринял чисто на слух. В тот момент я фильм, к сожалению, один смотрел, рядом никого не было. И вот он мне вчера минут за 15 объяснил визуальные моменты и фильм стал для меня полнее.
И с семьей, естественно, люблю отдыхать. Семья – это и есть отдых. Это само собой.
Алексей, подскажите, как бы Вы посоветовали искать призвание тем, кто его еще не нашел?
Я думаю, что лучше всего поможет здоровый и живой интерес ко всему. Потому что все, на самом деле, лежит у нас перед носом. Я хочу привести пример. Педагог мой, Сергей Михайлович, царство ему небесное, он всегда нам, студентам, говорил: «Ребят, я Вас не призываю все предметы зубрить, знать на пять. Но интересоваться Вы должны, потому что кто знает, в какой из дней Вы в какой-то отрасли такое узнаете, что сразу Вас поднимет на новую ступень». Я действительно иногда включаю радио, слушаю какое-то интервью людей из других профессий — физика, например. Он что-то рассказывает, что я не знал и в итоге мои рамки расширяются. Надо интересоваться всем, тогда и найдешь свое место в жизни всегда.