Елена, расскажите, что Вы в детстве Вы любили делать? Кем хотели стать?
В детстве я хотела стать Аллой Пугачевой. Мне казалось, что это самое прекрасное, что может случиться с человеком, поэтому я пела песенки.
Потом я подалась в журналистику, в общественную деятельность — еще в школе писала интервью, делала материалы об интересных людях. И так случилось, я поняла, что интересные люди и люди, которые добиваются каких-то своих целей, — это та среда, с которой я бы хотела работать и которую хотела бы развивать.Сейчас я этим и занимаюсь.
Расскажите, как именно в старт-ап среду попали?
Так случайно сложилось, что 5 лет назад меня пригласили работать в один из стартап-проектов. Озвучили какое-то непонятное название компании. Знаете, как старт-апы любят себя называть, чтоб никто не понял. Это оказался один из резидентов «Инкубатора Высшей Школы Экономики». Я пришла и подумала: «Куда я пришла? Что за странное место?» Но в итоге я там осталась. Осталась сперва в проекте, потом и в самом «Инкубаторе».
Елена, а где перед этим учились? Чем занимались?
Я всегда работала в рекламной отрасли — продакшн, спецпроекты и так далее.
Я много где училась — у меня есть даже специальности — руководитель хора и руководитель туристических проектов. И незаконченное третье образование (осталось диплом написать) — Психология корпоративного управления, организационная психология. Но самая лучшая школа жизни – это конечно же работа.
Елена, а как из проекта в Инкубаторе Вы пришли к текущей работе?
В Инкубаторе я занималась отбором проектов и их продвижением. Потом попала в Центр молодежного предпринимательства в социальной сфере.
А потом родился проект MediaNovation, как синтезирующий искусство и технологии. В нем мы соединяем технологические новинки с арт-подходом. Таким образом получаются интересные решения, которые, с одной стороны, популяризируют технологии, а, с другой стороны, являются новым направлением в искусстве и прежде всего ориентированным на какую-то эстетику и необычность. Мы за красоту технологий!
А как вообще появилась эта идея?
Знаете, нам просто надоели страшные арт-объекты, отечественные инновации. Мы работаем именно с российскими авторами и ориентированы на развитие российских кадров. Мы не занимаемся тем, что привозим какого-нибудь итальянского супер-художника, чтобы все приходили и на него смотрели, а он за это деньги получал. Мы делаем наоборот — культивируем местных авторов, местные дарования и местных творцов.
А потом, когда этот проект подбирался в качестве одного из проектов, который будет поддерживать Правительство Москвы, он очень понравился нанешнему партнеру Александру Бородичу. После этого проекта мы друг с другом встретились и поняли, что должны работать вместе.
Так эта вся история перетекла в дальнейшее мое сотрудничество с VentureClub, который Александр в тот момент уже организовывал. Сейчас у меня получается очень органично все сочетается. Я ищу талантливых людей и технологии в одном месте. Где-то в одном из проектов мы даем им финансирование, где-то мы даем им паблик, где-то — художественный подход. И эти 2 проекта очень органично сочетаются друг с другом. Все на своем месте.
Елена, а все таки про доход давайте поговорим. В MediaNovation доход откуда? На чем Вы зарабатываете или планируете зарабатывать?
MediaNovation — это частично спонсорская модель. Мы не скрываем, что наш проект один из немногих случаев, когда государственная инициатива по развитию поддержки каких-то проектов принесла результат.
VentureClub — это продакшн. Находим новые имена, новых авторов, новые концепции. Бывает, что они уходят и развиваются, как масс-маркет, открывают серийное производство. Некоторые проекты, наоборот — разовые, направленные на оперделенные мероприятия или популяризационные акции. Соответственно — это продюсирование талантов, продвижение.
То есть, по сути, Вы их экономикой занимаетесь?
Мы, получается, работаем, как продюсерский центр в своей специфической среде.
Хорошо. Давайте про вторую историю, про отбор проектов, инвесторскую… за что Вы отвечаете в VentureClub?
Я координирую процесс. VentureClub — это инвесторы (Александр Бородич и его партнеры), которые решили объединиться в конгломерацию, чтобы, во-первых, разделять риски, во-вторых, обмениваться экспертизой и интересными проектами между собой внутри этого сообщества.
Понятно, что кто-то этот процесс еще должен администрировать и заниматься системно этой историей. Собственно, я и занимаюсь тем, что координирую всю деятельность клуба, приглашаю новых инвесторов, координирую мероприятия, которые у нас происходят.
Елена, согласны ли Вы, что сейчас много «раздутых проектов» в сфере старт-апов? Вы занимаетесь отбором проектов или только координирует их?
Отбор, конечно, производится непосредственно инвесторами. Но естественно, есть модерация, аналитика, которую делает экспертное сообщество. И понятно, что мы сталкиваемся с тем, что рынок переоценен. Но у нас нет внутренней задачи, что мы должны проинвестировать 100 проектов за текущий год. Мы настроены на отбор лучших и на качественную работу с ними. Поэтому, не обладая границей в виде жесткого KPI на год, можно вполне комфортно работать и выбирать только лучшие проекты. И, соответственно, если говорить о вложениях, то делать это по адекватным цифрам.
Понятно. Можете сказать, сколько уже проектов Вы отобрали?
Сейчас это 7 проектов. И в ближайшей перспективе будет 4-5 сделок.
А как Ваш рабочий день в принципе может проходить?
В общем и целом, рабочий день состоит из звонков, имейлов, каких-то встреч, где формируются какие-то сделки и дальнейшие проекты. Если говорить про сегодняшний день, то сегодня у меня было несколько скайп-переговоров с инвесторами. Часть из них находится в Азии — соответственно, утро начиналось с Азии. Закончилось партнерами из Европы. Потом у меня была небольшая процедура, связанная с переездом. Я занималась немножко личными делами. Сейчас надо отправить несколько email-ов, написать концепцию взаимодействия с одной из корпораций, которая с нами сотрудничает.
Вы начали уже до этого говорить про то, что у Вас свободный график, Вы встречаетесь с новыми людьми. Какие-то еще плюсы можете назвать Вашей деятельности? Почему Вы именно ей сейчас занимаетесь?
Я считаю, что в результате моей деятельности мир станет немножечко лучше в плане инновационности, будет больше красивых, удобных вещей вокруг. Немножко пафосно звучит, но в результате моей работы какие-то люди получат возможность реализовать свои замыслы, идеи, истории. Это, как в работе с MediaNovation, так и с VentureClub.
А что-то сложное есть? Чтобы это не звучало настолько легко и просто для людей. Все равно же это непростая работа?
Это очень сложная работа. Это работа с людьми. Ты должен всегда понимать, как развиваются люди, чем они интересуются, что для них важно. Работать с людьми всегда сложно.
То есть, Ваше психологическое образование Вам тут помогает?
Образование тут не помогает. Тут помогает только опыт. В целом эта деятельность сложная, потому что у нее нет фиксированных правил. Сложно соблюдать какие-то формальные вещи — мало что-то придумать, за каждой красивой историей стоит кропотливый труд, огромная деятельность по формальным бюрократическим вещам, по тому, кто за что несет ответственность, по координации всей деятельности. Это очень сложно. Это выглядит красиво снаружи, но, на самом деле, за этим кроется огромный объем работы и ответственности. Осознание, что ты каким-то образом влияешь на судьбу людей, накладывает свой отпечаток.
Елена, а как после работы на таких двух достаточно крупных проектах, Вы предпочитаете отдыхать?
Я люблю проводить свободное время, наслаждаясь чем-нибудь прекрасным. Например, путешествия, музеи, хорошее кино, театр, музыка, встречи с друзьями. Опять же, всегда можно сочетать работу и комфортное времяпрепровождение.
К примеру, сегодня я работаю с коллегой в кафе. Одновременно есть возможность и пообщаться, и поработать. То есть, грамотное сочетание отдыха и какой-то рабочей деятельности всегда дает лучшие результаты.
Иногда хочется выключить на сутки телефон, и, в целом, это можно сделать в выходные. От этого никто не страдает. Когда ты находишься в тишине, наедине с самим собой. Я периодически уезжаю в свой загородный дом, чтобы отключиться от всего происходящего.
И самый важный вопрос проекта, как бы Вы посоветовали искать свое призвание людям, которые его еще не нашли?
Слушать свое сердце, делать то, что нравится, от чего ты получаешь удовлетворение. Нельзя это назвать удовольствием. Потому что любой процесс складывается из того, что нравится, и из того, что не нравится. Если делать только то, что нравится, у тебя процессы не закрываются полностью.
А если ты получаешь именно удовлетворение от результатов своей деятельности, и ты доволен тем, чего ты достигаешь, вот к этим вещам надо прислушиваться. Сегодня многие пытается заниматься тем, что им не свойственно на самом деле. Просто, кроме тебя, результатами твоей деятельности должны быть удовлетворены еще и окружающие.