Александр, добрый день! Расскажите, какую Вы сейчас занимаете должность? Если есть визитка – покажите!
Генеральный директор ООО “Инфомаксимум”, CEO&Founder at CrocoTime.
С кем Вы жили/живете и чем занимались/занимаются члены Вашей семьи?
Сейчас я живу с женой. Если речь идет о детстве – жил с мамой и папой, по образованию они оба строители — закончили Архитектурно-строительный факультет МГУ им. Н.П. Огарёва. Папа кандидат технических наук, сейчас руководит Комбинатом теплоизоляционных изделий. Мама работает специалистом в планово-экономическом отделе Ростелеком.
Сколько Вам лет?
31 год.
Где Вы родились?
В Саранске, Республика Мордовия.
Кем Вы мечтали стать в детстве?
Всегда хотел стать программистом. Когда еще не было современных компьютеров, не было возможности купить личный ПК, ходил на работу к отцу и там осваивал азы программирования. Ну, играл, конечно, тоже много.
Чем любили заниматься?
Как и все дети – гулять, ставить эксперименты (с карбидом, например (смеется)), соревноваться в стрельбе из рогатки. Но программирование нравилось даже больше игр.
На каком языке программировали?
Первый язык qbasic. С благодарностью вспоминаю школьную учительницу, она помогала мне, книги рекомендовала. Писал код на листочек, когда появлялась возможность – переносил в компьютер.
А когда у вас появился компьютер дома?
Уже в университетские годы.
Как учились в школе?
Хорошо учился, закончил с медалью. Естественно, очень любил математику и информатику.
Как заработали первые деньги? Куда потратили?
На втором курсе университета написал вместе с другом программу защиты данных для одной компании. На первые собственные деньги купил мобильный телефон. Это было событие – среди сверстников я был первым, кто смог себе позволить такую покупку.
Где учились? Помогло ли образование?
Я закончил Факультет электронной техники МГУ им. Н.П. Огарёва, защитил кандидатскую диссертацию в Пензенском технологическом университете. Сказать, что полученные знания мне сильно помогли не могу. Учеба скорее мешала, так как отнимала время. Но кандидатскую я защитил по теме учета времени, так что исследования и расчеты не пропали даром, а стали основой для разработки CrocoTime.
В работе помогла поддержка ректора Мордовского университета, который одобрил организацию Студенческого бюро “Инфомаксимум”. Из него выросла в последствии компания. У нас в самом начале деятельности не было денег на помещение и компьютеры, понимаю, что без поддержки вуза мне было бы намного сложнее начать свое дело. Потом проблема с техникой и помещением потеряла актуальность, так как пошли продажи первого продукта – Maxapt.
Какие проекты Вы пытались создать до CrocoTime?
Первый проект – Maxapt QuickEye – программа-шпион, которая отслеживала, как сотрудник использует ПК в течение рабочего дня. Продукт не поддерживал большое количество пользователей, не имел сервера. Maxapt QuickEye получил успех у небольших компаний, отлично продавался при минимальных затратах на маркетинг. Проект закрыли, т.к. пришлось сосредоточиться на диссертационных исследованиях (и мне, и партнеру).
Потом мы параллельно занимались промо-роботом и системой учета времени, совмещенной с управлением проектами (рабочее название было “Инфомаксимум”). Робота мы проектировали на грантовые деньги, там для отчетности необходимо оформлять множество документов, важны научные исследования, деньги на маркетинг практически не тратили. Проект не “зашел”.
Техническую часть “Инфомаксимум” мы сделали хорошо, а вот интерфейс не продумали. Получилась сложная, неповоротливая программа, понимали ее только мы сами. Решили, что нужно идти по пути упрощения и сделали систему планирования «Кофеплан». Здесь тоже совершили ошибку – опирались на идею, что о классном продукте люди будут сами рассказывать друг другу. Сарафанное радио в нашем случае не сработало, более того, мы переоценили собственные силы (на рынке оказалось около 500 конкурентов, справиться с которыми мы не смогли). Кофеплан не стал прорывом, до последнего пытались вытянуть проект, но чуда не случилось. И тут нам нужно было выбрать: либо закрываться, либо в короткие сроки придумывать идею и делать пилот.
Как родилась идея СrocoTime?
Мы вернулись к старым наработкам по мониторингу времени. Изначально же идея была связана с историей: я, когда писал кандидатскую, мог несколько часов провести в ожидании секретаря или другого работника, который подпишет мне бумагу для отчетности. Вот тогда и подумал, что, если бы деятельность работников контролировалась программой, они ответственнее относились бы к работе:)
Прототип CrocoTime мы сделали буквально за 3 месяца. Первый покупатель – компания «Панавто Ко» – стал тестировщиком системы, деньги от продажи дали возможность продолжить работу.Мы продавали программу с условием доработки функционала и за 6 месяцев сделали из него коммерческий продукт.
Есть ли зарубежные аналоги, на которые Вы ориентировались?
Нет, мы изучали возможных конкурентов, но копировать или идти их путем никогда не стремились.
Какие основные способы продажи данного продукта? Нашли ли Вы какие-то собственные «фишки», чтобы объяснять людям, зачем им этот продукт и лучше продавать?
Убеждать клиента в том, что продукт ему нужен – верный путь получить отказ. Клиент, как правило, сам знает, что ему нужно. Мы не убеждаем клиента, мы рассказываем, какие проблемы решает CrocoTime. Спрашиваем о потребностях, о том, какие задачи с помощью системы клиент хочет решить. И в дальнейшем исходим уже из этого.
Что касается маркетинга и продаж, то способы вполне стандартные: прямые продажи, реклама и PR в Сети, в нашем случае хорошо работает “сарафанное радио” – клиенты делятся опытом использования системы с коллегами, партнерами. Планируем попробовать канал продаж через выступления на конференциях, но пока есть более приоритетные задачи.
Какие основные возражения по продукту и как Вы с ними боретесь?
Наиболее распространенное возражение звучит так: “Зачем ставить CrocoTime, если можно просто закрыть доступ в Интернет?”. В ответ мы приводим примеры из опыта наших клиентов, который показал, что такая мера не дает нужного результата: при выборочном ограничении (например, запрете на социальные сети), сотрудники начинают использовать всевозможные сайты-анонимайзеры, системные администраторы устают блокировать их уже через неделю-другую. При полном закрытии доступа в Сеть, помимо волны возмущений, руководство получает “партизанскую войну” – работники используют личные девайсы, всячески протестуя против решения руководства. Кроме того, на интернете “свет клином не сошелся”, можно играть в игры, смотреть фильмы или писать диссертацию.
Второе возражение, обычно, озвучивают HR-специалисты: “Контроль понизит мотивацию сотрудников, а может быть и хуже – на стол к руководителю массово “лягут” заявления об уходе”. Для ответа на это возражение мы даже написали статью – “Как внедрить систему контроля и не потерять сотрудников”. Кратко: если корректно представить систему коллективу, обозначить ее плюсы и минусы, собрать обратную связь и ответить на все вопросы максимально подробно, можно минимизировать риски и пройти начальный этап довольно гладко.
Есть сомнения и у IT-специалистов – по поводу стабильности ПО, нагрузке на компьютеры сотрудников, скорости работы CrocoTime. Эти сомнения легко развеиваются в процессе тестирования: мы предлагаем пробную версию системы — 2 недели использования без ограничения по сотрудникам, чтобы проверить стабильность работы с большим количеством данных, скорость построения отчетов. Также CrocoTime бесплатна для малого бизнеса (до 7 сотрудников).
Каков на Ваш взгляд объем данного рынка?
Думаю, здесь можно ориентироваться на рынок DLP — около 700 млн. долларов в год.
Расскажите про Ваш рабочий день – как он сегодня проходит?
Проснулся около 7, в 8 уже был на работе (Саранск маленький город, путь от дома до офиса у меня занимает 7-10 минут). Большинство членов команды приезжают в офис к 9-10 утра, поэтому первый рабочий час у меня самый спокойный и очень продуктивный. Могу войти в рабочий ритм и спокойно разобрать почту – все оповещения по задачам приходят на e-mail.
До обеда я занимаюсь планированием, распределяю задачи для команды. Около 12 еду в бассейн, потом домой на обед. Часто сплю 30-40 минут днем, потом возвращаюсь в офис. Уезжаю с работы по-разному, около 18-19 часов.
Когда вы предпочитаете проводить переговоры, совещания с коллегами?
Я стараюсь не откладывать переговоры, есть вопросы – сразу обсуждаем.
У Вас было много сложностей – расскажите, в чем трудность профессии предпринимателя? Что лично Вы прошли и как это пережили и не перестали заниматься этим делом?
Я не считаю себя в полной мере предпринимателем. Для меня предпринимательство – это когда человек продает что-то привычное, макароны или дома – все равно. Cтартап – это начинание, которое требует идеи, чего-то нового, уникального, необычного. За этой идеей стоит команда, вдохновленная и, как правило, живущая работой. Так вот я – представитель стартап-движения.
Ну и как можно перестать заниматься делом? У нас масса задач, которые нужно решить. Бросить все, когда возникли трудности? В жизни много проблем, но неразрешимых нет, я в этом убежден.
Ну вот у вас была ситуация, когда закрывался 4-й проект. Деньги кончились, сотрудникам нечем было платить зарплату, анализ проекта показал отсутствие перспектив. Это ли не тупик?
Отсутствие денег – это меньшая из проблем, хуже, когда отсутствуют идеи. Финансирование найти можно всегда, с этим проблем у меня как раз не было. После закрытия очередного проекта было действительно тяжело, много сил было потрачено. Но мы “собрались” и решили работать над CrocoTime. Наконец, нашли правильную дорогу.
За что Вы так любите профессию предпринимателя, что готовы проходить через такие трудности?
Думаю, это не любовь к профессии. Это любовь к жизни, к тому, чтобы что-то делать, созидать – как бы пафосно это не звучало. Мне нравится сам процесс: решение задач, устранение проблем, обдумывание идей и их реализация.
Есть ли у Вас свободное время – как много? Как любите его проводить?
На этот вопрос у меня два противоположных ответа: первый – свободного времени у меня нет, второй – у меня все время свободное. Когда занимаешься тем, что интересно, не разделяешь время на рабочее и личное. Кроме решения рабочих задач, я, как и многие люди, люблю путешествовать, выезжать с друзьями-коллегами на природу, плавать. Но путешествия – это самое классное. Другое дело, что они не всегда коррелируют с остальными делами, которые мне нравятся.
Какие у Вас любимые книги, фильмы?
Одна из любимых книг – “Дюна” Фрэнка Герберта, фильм – “В погоне за счастьем” с Уиллом Смиттом.
Чем Вы больше всего гордитесь в жизни?
Мне пока рано гордиться. Все большие достижения еще впереди.
Что бы Вы сделали, если бы у Вас была волшебная палочка?
Наверное, это было бы скучно и не интересно. Я бы ее выбросил 🙂
Что Вы посоветуете тем людям, кто еще не нашел свое призвание, но хочет его найти?
Даже не знаю, тут, наверное, не может быть советов, только мнение… Нужно либо полюбить то, чем ты занимаешься, либо заниматься тем, что любишь. Ну или просто путешествовать 🙂