Алла, скажите, пожалуйста, чем Вы сейчас занимаетесь? Если у Вас есть визитка, то, что на ней написано?
На моей визитке написано — руководитель А-ПРОЕКТ. И я, действительно, руковожу текущими проектами – дизайн-проектами, архитектурными проектами офисов, домов. То есть, у нас, на данный момент, и частная архитектура и внутренние интерьеры, а я регулирую весь процесс…
А в детстве кем такая творческая девочка хотела стать?
С шестого класса я хотела быть художником. Потом поступила в художественную школу, потом — в училище, но в училище я поступила уже не на художника, а на дизайн среды, то есть, интерьер.
А почему?
Так случайно вышло. Попала на этот факультет и очень даже не пожалела, потому что поняла, что это для меня была гораздо шире специальность, чем просто художник.
А чем занимались Ваши родители?
Мои родители преподаватели. Мама – учитель немецкого, а отец – предприниматель.
А свою первую работу помните?
Я тогда уже обучалось в училище и мы пошли на практику в ростовский цирк . Мы раскрашивали там афиши.
Правда, это была очень тяжелая работа, потому что форматы были 4х4 метра и состояли из нескольких планшетов, — мы делали их с двумя подругами. Там была маленькая мастерская и туда еле вмещался этот планшет — а еще приходилось там вырисовывать этих коней, лошадей. Масштаб был серьезный.
Потом я в театре подрабатывала помощником декоратора.
То есть сразу работали по специальности?
Да, это было в Ростове-на-Дону. В 16 лет мы этим занимались. Потом я перебралась в Москву и устроилась в архитектурное бюро помощником архитектора. А после уже сразу как-то организовала А-проект.
Мы уже лет 10 работаем под флагом А-проект.
А с кем Вы это организовывали?
Организатором всегда была я и группа архитекторов. Потом они то уходили, то в декрет, то еще что-нибудь — какие-нибудь проблемы, потом возвращались. В принципе, всегда организационную деятельность вела только я. Хотя с несколькими ребятами — с Володей Хазовым, Андреем Петраковым — мы с самого начала работаем, но они, как фрилансеры все равно.
Алла, расскажите, как проходит Ваш рабочий день.
Совершенно по-разном — в один день, как правило, у нас идут две встречи с заказчиками. Иногда на территории заказчика — приходится ездить к ним в офис, особенно, если это касается ресторанов, фитнес-клубов, или офисов.
Там, как правило, нужно презентовать концепцию, текущие вопросы обсудить, которые идут у нас по плану. После твстреч я еду в офис, и, как правило, меня здесь либо ждут уже другие заказчики — частные (они, как правило, приезжают к нам в офис). И мы обсуждаем другой проект с другим уже архитектором. В принципе, все работы очень похожи — по своей сути, по структуре работы. Тут мы также — презентуем клиенту идею, показываем макеты, какие-то плакаты, эскизы…
А сколько одновременно может быть проектов?
Архитектор ведет 2-3 объекта, у нас 4 архитектора.
Двенадцать,т.е.?
Да. Но это максимум уже, когда эта работа на износ. Плюс масштабы разные. Хорошо, когда проекты одновременно начинаются. То есть, ты, например, делаешь для всех первый этап — планировочные решения. Потом, когда начинается комплектация или в 3d, ты тоже делаешь одновременно- это удобно!
А если ты, только начинаешь проект, тебе нужно создать концепцию. Ты мучаешься неделю, если это какой-то серьезный проект, который может подойти потом для публикации или для кого-то конкурса, выставки, то конечно, самый первый этап мучительный – это разработка концепции. На этом этапе мы можем работать и не только в офисе.
Мы выезжаем в Республику, или в кафе, или в библиотеку, или в букинистический магазин. То есть, пытаемся нащупать какую-то тему, которую мы еще не пробовали. На стыке разных наук иликаких-нибудь противоречивых тем…
А часто клиенты Вам не глядя доверяют весь проект?
У нас есть три типа заказчиков, давайте начнем с этого.
Мы очень четко знаем, как себя вести с каждым типом. Первый тип приходит и говорит: «Мне нужно вот так — осуществите, пожалуйста, мою мечту, мои мысли». – Мы говорим: «Отлично». И мы подписываем этот проект с заказчиком.
Второй заказчик приходит и говорит: «Знаете, концепция у меня такая. Хочу такой-то стиль. У меня есть представление о концепции, но Вы мне помогите это реализовать путем своих знаний.» И, как правило, детали уже идут от нас, потому что, заказчик не вмешивается. Он видит основную мысль — она донесена, в интерьере она отображена, а дальше уже мы сами реализовываем.
И третий заказчик – самый долгожданный, самый любимый наш, который говорит: «Вот Вам объект и вот Вам техническое задание, состоящее из каких-то формальностей, и делайте, пожалуйста, как считаете нужным». И вот такой заказчик, когда попадается, конечно, мы не упускаем такого шанса никогда.
Если мы встречаем такого человека, то мы уже выкладываемся здесь по полной. Потому что, мы хотим сделать, чтобы это было только его, чтобы тема была, хотя бы для нас, абсолютно новая. Потому что, сейчас придумать новую тему дико сложно и это почти нереально, скажем так. У нас тут пыль до потолка в офисе, споры и творческий процесс идут основательно.
А как часто такой третий тип попадается?
Наверное, они все поровну все три типа. Первый тип попадается сейчас часто. Раньше мы с ним не были знакомы вообще, потому что, я, буквально, с таким людьми познакомилась года 2-3 назад. До этого люди не были так погружены в тему дизайна.
Они, может быть, не так часто выезжали за границу, не так часто обсуждали, и вообще, обращали на эту тему внимание. И они всегда прислушивались к мнению. Эти клиенты, как правило, жены наших заказчиков — они хотят поучаствовать в процессе, но не в сторонке посидеть, а взять авторскую роль на себя. Собственно, если есть конкретные пожелания, то почему нет? Главное, это иметь правильное отношение к работе.
А если откровенную безвкусицу захочет клиент — бывает такое?
Тогда мы под этим не подписываемся. Мы говорим заказчику — смотрите, у нас получился вопиющий китч. Почему? Потому что, это любимый диван, потому что, это случайная люстра, и, потому что люди хотели такой цвет, например, стенки. Или вот это к этому не подходит по стилю.
Он говорит: «Пусть так будет, потому что так она хочет». – Мы говорим: «Замечательно, но мы под это не подписываемся. Мы тут выступили просто, как помощники.»
И мы остались довольны тем, что мы заработали, и клиент тем, что все, как он хотел. Заказчик все равно не воспримет ничего другого. Шишки так себе тоже набили. Когда, упорством и трудом мы предлагали альтернативу, настаивали, но это частная территория и мы не вправе тут решать.
А какие плюсы у Вашего дела? Вы ведь столько лет уже им занимаетесь!
Одно исследование недавно показало, какие профессии приносят наибольшее удовлетворение — и финансовое, и духовное. Оказалось, что на первом месте — это архитектура. Потом дизайн. Потому что, это дает возможность самореализоваться.
А второе, это то, что если у тебя есть цель этим прожить и заработать, то у тебя будет такая возможность.
То есть, сейчас на рынке сложно с тем чтобы заработать. Большая конкуренция?
Есть такая шутка, если хочешь нанять фотографа или дизайнера, набери любые первые семь цифр — и ты найдешь фотографа или дизайнера. Конечно, конкуренция в нашей сфере просто гигантская. Некоторые заказчики иногда напоминают нам об этом, чтобы в тонусе держать.
Но, на самом деле, если об этом не думать, четко двигаться к своей цели, все получится. Первый кризис меня совершенно не коснулся, мы даже на подъеме были. Самые лучшие проекты сделали как раз в 2008-2011 гг. Может быть, потому что мы, кроме рабочих моментов, не вычеркиваем человеческие. Потому что, все равно, потом они возвращаются, приводят своих детей. Дети приходят, и мы потом вместе ездим на пленэры, там опять продолжается неформальное общение. Потом они ведут каких-то своих знакомых, к нам на практику отправляют. И это тоже мне очень приятно.
Я больше не смотрю на А-проект просто, как на дизайн-студию, которая приносит деньги. Наша студия – это все-таки образ жизни. Здесь отношения с людьми и отношения между собой — именно поэтому архитекторы со мной работают очень много лет. А это дает крепость, чтобы пережить тяжелые года, любую конкуренцию и радоваться жизни.
Конечно, очень трудно сосредоточиться, когда у тебя много проектов, и нервные ситуации тоже часто бывают, с теми же заказчиками. Ремонт — это же выход из зоны комфорта, не каждый сразу об этом думает.
Хорошо, а что еще сложного в этой работе?
Сложно быть всегда в тонусе. У нас невозможно сидеть за компом где-то на Кубе будешь на белом песке лежать — у нас можно только трудиться. Но, не работать, а трудиться. Работа, это такое, даже, слово связанное с рабством. А труд, он связан с творчеством. Мы можем, хотим, и любим трудиться. У нас даже все корпоративы – это пленэры и живопись в мастерской. Тоже своего рода труд.
А Вы лично как предпочитаете отдыхать (помимо работы)?
Честно говоря, я не отдыхаю. У меня ребенку 5 лет, и ты как-то отдыхаешь, только… не в общепринятом понимании. Максимум — это ты читаешь, сидя в кресле-качалке в зимнем саду. Или опять же, в мастерской наконец расписываешь часы, о чем уже давно мечтала.
Таких заготовок у меня очень много. Желаний от жизни, очень много. А времени мало, и какие-то идеи – эскизы всегда остаются на потом, и, когда у меня возникает свободное время, это «потом» наступает.
Но, самое страшное для меня, это провести время зря.
А что любите читать в зимнем саду?
Из последнего — «Да здравствует фикус!» Оруэлл. Сейчас я занимаюсь изучением Ветхого Завета — меня очень заинтересовала эта книга.
Я люблю делать все по системе — даже книжки читать, или фильмы смотреть. К примеру, если я посмотрела какой-то хорший фильм, он некие вопросы тебе задает. И очень противно, когда ты эти вопросы считываешь, а ответ найти внутри себя не можешь. Тогда, ты находишься в некоем поиске. По поводу «Левиафана», я как раз в таком опустошение была, пока не прочитала «Иова», и у меня новый заряд энергии появился.
И я теперь понимаю, что это было целое открытие для меня. И, когда ты системно выбираешь литературу, системно погружаешься в одну и тему, то, во-первых, она в тебе дольше. А, во-вторых, след от нее остается явный. Не просто так – прочитал, впечатлился.
А что бы Вы посоветовали тем людям, которые еще не нашли то, чем бы они хотели заниматься?
Это очень глобальный вопрос. Потому что, меня окружают люди – мои родственники, некоторые подруги, которым скучно на работе, и они все время думают, как бы ее сменить. Мне кажется, на самом деле, при этом не все хотят найти свою профессию, нести ответственность за свой выбор. И, поскольку это желание рождатеся только внутри тебя , мне кажется, что бы ты ни советовал, все равно эта проблема не решается.