Сегодня наше интервью состоится с легендарным человеком Рунета, интернет-предпринимателем и продюссером множества проектов — интернет-журнала «ШколаЖизни.ру» , аудиожурнала PodFm.ru , онлайн-энциклопедии «Календарь событий» , социальных закладок Memori.ru, социальных закладок BobrDobr, автором и ведущим проектов «Рунетология» и «Рунет сегодня» , консультантом, автором книги «Рунетология. Кто управляет русским Интернетом?» , а сегодня генеральным директором Нетологии-групп — Максимом Спиридоновым!
Максим, у вас за плечами множество созданных проектов, что у Вас сегодня написано на визитке?
Генеральный директор Нетологии-групп (прим. автора: в группу компаний входят два якорных бренда — Нетология и Фоксфорд, третий находится в стадии разработки). Формально я еще могу называться стратег, руководитель Нетологии.Также я участвую и в развитии Фоксфорда, но в чуть меньшей степени, потому что там есть свой продуктовый стратег.
А в детстве Вы не мечтали стать учителем или может даже директором школы?
Честно говоря, не помню. Лет до 13–14-ти, у меня, в общем, не было альтернатив — я был уверен, что буду военным, как отец. Потом эта тема неожиданно поникла, и намеченное поступление в Суворовское училище не состоялось.
Максим, я собрала статистику о гостях Вашего проекта Рунетология — оказалось, что только у Вас такое творческое образование.
Я бы сказал, что образование у меня все-таки гуманитарное, в первую очередь, потом творческое. Своих коллег, получивших актерское или режиссерское образование, я действительно не видел среди руководителей в Рунете, но гуманитарии в принципе есть, их не мало — процентов 20-25.
Максим, и как же Вы попали из актерской среды в предпринимательскую?
С 98-ого года я параллельно с работой в театре устроился на радио диджеем. Был кризис — денег нет, а у меня родилась первая дочь, и нужно было что-то выдумывать. Тогда я еще работал ведущим в ночных клубах.
Потом из диджея я стал художественным руководителем утреннего информационного канала. Затем мы с приятелями создали проект — сегодня он бы называться event-агентством. В начале 2000-ых, когда это все происходило, таких контор в Петербурге практически не было. Мы были одной из первых. В итоге я оказался генеральным директором этой компании — просто больше никто не хотел этим заниматься. Потом занимался рекламой и маркетингом (даже не зная слова «маркетинг» на тот момент) сначала размещали объявления в телефонных справочниках, в газетах, и параллельно в интернете. На тот момент я знал его не очень хорошо — в общих чертах, как простой пользователь. Постепенно разобрался и даже сделал сам несколько сайтов компании — от дизайна до нарезки всех текстов.
А потом возникла оказия поехать в Германию — у меня давно там мама и сестра жили и уговорили-таки и меня поехать. К этому моменту прошло уже четыре года работы в агентстве — оно неплохо встало на ноги. Я договорился с партнерами, что уеду на год, поработаю удаленно — также буду заниматься сайтом, который и приносил к тому моменту все заказы.
И через год параллельно с сайтом компании стал вести и собственный первый проект, абсолютно оторванный от оффлайн бизнеса — это был сайт calend.ru — календарь праздников. Изначально он был создан для проверки некой гипотезы в поисковой оптимизации, которой я среди прочего занимался. И через год я сказал партнерам по event-агентству: «Ребят, давайте я выйду». Так я продал свою долю агентства и остался в Германии заниматься самостоятельными интернет-проектами в качестве предпринимателя и продюссера. Это все произошло в течение 8–10 лет.
Давайте теперь поговорим о Вашем текущем проекте — в одном из интервью Вы сказали, что оцениваете рынок онлайн-образования в 2 миллиарда долларов. Верно?
Два миллиарда долларов сегодня представляет только рынок репетиторов — и это рынок Фоксфорда. Его задача теперь убедить всех, что занятия с учителями российской преподавательской элиты в онлайн формате лучше и эффективнее, чем работа с большинством репетиторов. Есть, разумеется, малый процент репетиторов, которых не заменишь полноценно онлайном, но на 90 % мы вполне можем претендовать.
Более того, у вас есть статистика, подтверждающая эффективность Вашей работы.
Да, мы проводим опросы, у нас есть статистика , что наши ученики на 27% лучше сдают ЕГЭ, чем в среднем по России.
Тогда почему, по Вашему мнению, этот лакомый рынок до сих пор не занят несколькими крупными игроками?
Рынок уже осваивается активнейшим образом. Просто пока он осваивается больше с точки зрения частичной оцифровки.
В частности, флагманский проект компании «Компьютер Групп» — «Ваш репетитор» именно на этом построен – сводить репетиторов и клиентов. Они на этом создали отличный бизнес — я не знаю точно обороты, но, как я понимаю, это не один миллион долларов в год, может быть пара десятков и больше.
Просто нужно было время, чтобы дозреть до следующего шага, когда оцифровывается уже не часть бизнес-процесса, а полностью. Собственно Фоксфорд первый и дозрел. Мы сейчас находимся в уникальной ситуации, когда все полноценно готово — линии доставки сигнала хорошего HD-видео занятий, и, главное, пользователи.
А если кто-то захочет прийти к Вам преподавать — ему легко будет это сделать?
В Фоксфорде нет такой необходимости в принципе, потому что у нас налажены хорошие связи с лучшими преподавателями из числа кандидатов наук, докторов наук, преподавателей МГУ, МФТИ, Высшей школы экономики – зачем нам еще кого-то агитировать, тратить их и свое время на обработку заявок? В этом нет необходимости.
По Нетологии – действительно есть постоянный поиск, потому что направление, которое изучает Нетология, не имеет на данный момент сформированного института преподавателей этой профессии. Имеется в виду трейд-маркетинг, веб-дизайн, юзабилити. Нет такого класса – преподаватели юзабилити или, например, преподаватели контекстной рекламы. Есть практики, которые могут, в том числе, преподавать. И преподавать их еще необходимо научить. Что мы и делаем. (прим. автора — тут можно подать заявку, если вы захотите попробовать себя в роли преподавателя в Нетологии)
А есть ли на Западе кто-то, на кого Вы ориентируетесь в плане онлайн- образования?
Мы смотрим просто на хэдлайнеров онлайн образования – Coursera , Udemy, Khan Academy. С какой-то точки зрения красиво представляет свое образование с точки зрения маркетинга, интерфейсов — ТED.
Но там же много бесплатного.
Не совсем. У Coursera практически все бесплатно, у Udemy практически все платно. Мы строим свою конструкцию — мы не смотрим ни на кого всерьез. Технически мы , конечно, изучаем, как строятся интерфейсы образовательных платформ, опросники, тесты, их бизнес-логика, но собираем свою систему для российского потребителя.
Максим, судя по Вашему рассказу, на Вас снова лежит множество направлений компаний, как проходит Ваш рабочий день сегодня?
У меня довольно заурядный распорядок.
Я встаю относительно поздно — в 8–10 утра. Проснувшись, сразу открываю планшет и проверяю почту — отвечаю на срочные письма, которые появились за ночь. Бывает, что могу почитать немножко — новости или статью.
Затем встаю, разминаюсь 15-30 минут .
Потом завтрак. Затем я из дома начинаю работать — бывают какие-то совещания в Skype.
После этого могут быть личные встречи или сразу еду в офис.
В офисе снова коммуникации — продуктовое совещание Фоксфорда, маркетинговое совещание Нетологии, маркетинговое совещание Фоксфорда, совещание отдела дизайна и проектирования…
А какие самые сложные моменты в Вашей текущей работы генерального директора, стратега?
Основное – это необходимость держать в голове массу направлений с подробностями.
Еще — большое количество общения. Приходится принимать решения, в т.ч. эмоционально окрашенные — например, об увольнении.
И ответственность за компанию как таковую. Особенно, когда происходят этапы больших изменений, как у нас сейчас, компания должна находиться под четким контролем, иначе что-то пойдет нетак и она может упасть набок буквально за несколько недель.
Минусы действиельно масштабные, а плюсы тогда какие?
Вообще, для меня самое ценное в предпринимательстве (что роднит его с моей профессией в целом) – это творчество, еще более ощутимое, материальное, чем работа в театре или с музыкой, например. Потому что результатом труда становятся проекты, которые становятся заметными и начинают влиять на жизнь большого количества людей. Это дает силы и драйв.
Давайте теперь поговорим про Ваше увлечение — Рунетологию. Вы проводите потрясающие интервью, долго Вы готовитесь перед каждой встречей?
Первое время на Рунетологию уходило огромное количество времени , сейчас я свел работу практически к 4 часам в месяц на создание 2 выпусков. Плюс 15 минут на утверждение шоу-нот. Это потому, что у меня появилась команда, которая занимается этим: 2 редактора, диктор и режиссер. Режиссер очень опытный, я давно уже не слушаю монтаж, не смотрю выпуски — я знаю, что это будет хорошо.
А можете назвать несколько проектов Рунета (не своих), которые Вам нравятся?
Много таких. Например, GetTaxi с их блистательной реализацией или история с Aviasales.
Из последнего — Небо в алмазах. Пока небольшой, но очень красивый ювелирный магазин Оли Суворовой.
А что Вы делаете, когда есть свободные минуты?
Я стараюсь заниматься спортом. Минимум дважды в неделю тренируюсь с тренером по тайскому боксу. И хожу в бассейн. Плюс мне нравятся пешие прогулки по Москве.
Хорошо, Максим, а чем больше всего гордитесь в жизни?
Как любой отец, я горжусь своими детьми. У меня 2 дочки – 13 и 16 лет. Причем местами есть повод гордиться, потому что они очень хорошо учатся в чужой для них стране.
А старшая дочка, которой 16, уже выбрала, куда после школы пойдет учиться?
Она еще выбирает. Склоняется, чтобы идти в область образования. Из последних фантазий, что я слышал – воспитатель в детском саду. Либо учительница латыни и французского.
Здорово! Семейное будет.
Получится, что да.
Максим, что бы Вы посоветовали тем ребятам, кто еще выбирает, чем заняться?
То же, что я говорю своей старшей дочке. Важно осознать, что все происходит в твоей жизни вследствие твоего авторства. Что бы ни случилось хорошего или плохого, как бы ни казалось, что это не я — это все равно я. Создание жизни – это авторский процесс, за который надо нести ответственность полностью и тогда все получится!
К созданию фильма о себе Дуров относится плохо, признавался он в интервью газете Ведомости . Впрочем, предприниматель изначально негативно оценивал и идею написания книги.
К созданию фильма о себе Дуров относится плохо, признавался он в интервью газете Ведомости . Впрочем, предприниматель изначально негативно оценивал и идею написания книги.