Светлана, добрый день! Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
В настоящее время я являюсь основателем, учредителем PR, GR, а также event-маркетинговой компании.
Таких компаний достаточно много на рынке — есть ли у вас какая-то особоая специфика?
Основное направление компании – это авиация и авто-мото сегмент российского бизнеса. Собственно говоря, мы и позиционируем себя, как компания, которая в этой сфере оказывает различные консультации : в PR, в GR – сегменте, а также в юридической сфере, так как, на мой взгляд, одно без другого зачастую невозможно. (подробнее о компании Светланы — QUESTOMANIA LTD. )
Интересный подход, а в детстве вы наверное стюардессой или летчиком хотели быть?
Знаете, это было достаточно давно. Хотя, я помню, мне нравилась скорость. Я любила высокотехнологичные виды спорта и, в частности, занималась, таким необычным видом спорта, как радиопеленгация — охота на лис. Преуспела в этом в свое время…
Ничего себе…
А сейчас в таком мегаполисе очень сложно подобным видом спорта заниматься, поэтому наверное я и переключилась на авиацию.
Очень все экстримально и необычно! А родители, пока вы охотились на лис, чем занимались?
Родители тоже были управленцами. Мама — в финотделе при мэрии Москвы была каким-то большим начальником (сейчас проверками компаний занимается налоговая инспекция, а при советской власти этим заведовал как раз финотдел), а папа был директором завода.
Видно ген управления передается по наследству.) А кто с вами сидел в то время вечерами?
Да вы знаете, все раньше было как-то намного проще, чем сейчас… Школа брала многие функции на себя. Бабушка иногда сидела. А в целом вечерами особо никто со мной не сидел, как-то это все отдавалось на мою личную совесть. И в плане уроков, и в плане поведения, тоже.
И как вы учились в школе при такой свободе?
Я закончила школу с золотой медалью. ВУЗ тоже я закончила: один с отличием (с красным дипломом), другой – просто, две четверки было. (Светлана закончила экономический фак-т МГУЭСИ и юрфак МГУ)
И какую отличницы выбирают первую работу?
Вы знаете, я помню очень хорошо свою первую работу. Это было рекламное агентство полного цикла. В то время это было одно из престижных агентств в Москве. Называлось «Ark Thompson», основным конкурентом которого было BBDO. И я всегда с теплотою вспоминаю свою первую работу. Очень хороший коллектив был. Из этого коллектива вышли такие люди, как Ваня Шаповалов, который потом основал группу «Тату», работа там дала мне очень хороший старт. До сих пор я со всеми своими бывшими коллегами с первой работы общаюсь, а со многими до сих пор поддерживаю рабочие отношения.
Все-таки, жизнь рекламного агентства – она особенная! Это, отчасти, бардак, отчасти отсутствие какого-бы то ни было дресс-кода (исключение – это клиентские встречи), все это, естественно, оставляет отпечаток в жизни…
Даже, когда я рассказываю про какие-то свои более поздние карьерные достижения — там все размеренно и предсказуемо всегда было, немножко скучновато, по сравнению с рекламой. Реклама – да, реклама – это особенный мир! Естественно, когда я возвращалась сейчас в рекламу — я возвращалась, помня определенный опыт прошлого. Это нельзя отрицать.
И почему тогда после такого яркого начала вы надолго погрузились в строгую юридическую работу?
Вы знаете, как-то все произошло само собой. Первое образование у меня экономическое. И когда пришло время выбирать, я выбрала рекламное агентство: это было необычно и очень весело в свое время, да и коллектив там был уникальный! Да и до сих пор, рекламщики, медийщики – славятся теплотой атмосферы в офисе, в компаниях.
А потом жизнь как-то резко поменялась и пришлось освоить еще одну профессию, то есть я устроилась работать в юридическую компанию и для того, чтобы там делать карьеру – необходимо было иметь юридическое образование, которое я и получила без отрыва от производства. Потому что очень хотелось оставаться на «топовых» местах и двигаться вперед.
Вас именно престиж привлекал этой работы? Высокая зарплата или что? Почему вам хотелось стать именно топом? Для чего вы это делали?
Вы знаете, нет. Отдельно зарплата или престиж как-то особо меня никогда не привлекали. Когда я учстраивалась на работу в юридическую компанию, это была одна из самых известных юридических компаний в то время. По всему миру выделялись юридические отделы. В том числе он выделился из Ernst & Young и образовалась юридическая компания DLA PIPER, в которой мне удалось занять одну из «топовых» позиций, чтобы работать с теми же клиентами Ernst & Young — «Газпром», «Татнефть» и т.п.
Светлана, вам приходилось ночевать на работе? Для чего вы выбрали такое непростое в плане графика и объема задач место?
Вы знаете, просто трудоголиком я не являюсь. Мне нравится совмещать работу и нормальную жизнь — друзей, работу, семью.
Привлекательной работа может быть тогда, когда виден ее результат. Если ты можешь принимать решения и видить от них эффект, причем эффект должен быть не просто в цифрах: больше, к тебе клиентов пришло или больше ты известности приобрела в своей области..
Также еще эффект от уважения коллег. Когда тебя твои же коллеги начинают ценить, воспринимать и ты, действительно, видишь отдачу от взаимоотношений с коллегами, то есть с равными себе – вот здесь как раз и начинается какое-то самоуважение к себе и естественно, хочется развиваться и развиваться!
Поняла. Ну и как же вы из такого приятнейшего места могли уйти так, вникуда?
Вы знаете, скажем так, работа в таких компаниях – не проходит даром. Это были колоссальные связи и заявлять про уход «вникуда» с моей стороны было бы наверное слишком смело, потому что были какие-то наработки, была идея уже что-то определенное сделать, было понимание, что в офисе эти вещи не сделаешь.
Уже тогда я хотела сделать и PR, и GR- компанию, ведь это было год назад с небольшим, когда все иностранные компании стали принимать политику полного неприятия общения с государственными органами на любых стадиях. Я понимала, что без определенных коммуникаций бизнес дальше не развить. Сейчас мы видим яркое подтверждение этому. Еще хотелось сделать что-то уникальное.
Более того, проработав более 10 лет в юридической сфере я понимала, что это потолок и что большего там ничего не достигнуть, что это всю жизнь придется работать приблизительно в одном и том же офисе, с одними и теми же людьми, с определенным клиентским окружением. И когда наступает определенный период, когда хочется каких-то изменений – наверное происходит то, что произошло со мной. Либо создание какого-то нового уникального продукта, либо создание новой компании.
А сколько вам лет было, Светлана, когда вот это произошло?
Мне было 38. Может быть это связано с кризисом каким-то, возрастным. Может быть и нет.
Просто интересно во сколько лет каждый находит себя. Мне совершенно непонятно, как вам за полтора года практически с нуля, (да зная клиентов, зная рынок, но все-таки без персонала и пр. инфраструктуры) удалось построить компанию, привлечь очень крупных клиентов. Вы с ними были по юридической компании знакомы или как? Откуда все это взялось?
Нет, клиенты были совершенно не относящиеся к моему юридическому бизнесу, более того, я даже не помышляла тогда идти по тем головам, которые были на «верхах», с которыми я общалась, будучи юристом. Появилась идея – создать определенный продукт, который стал неожиданно востребованным. Но эта «неожиданность» — тоже была просчитываема в момент создания продукта. Появился шанс поучаствовать в конкурсах и национальных премиях. На этих конкурсах и национальных премиях удалось занять «топовые» места именно того продукта, который создался. Это был квест, в некотором роде туристический продукт.
Светлана, очень интересно — расскажите про продукт пару слов.
Мы создали квест — уникальный продукт туристической направленности по нескольким направлениям в некоторых городах.
При его создании и разработки я исходила из принципа, что людям нравится путешествовать по нашей стране, но смущают расстояния и время перемещения в пространстве, отсутствие деятельности в дороге, поэтому и родился такой продукт .
Люди ехали на автомобиле куда-либо, в какие-либо города и по пути они отгадывали различные задания, потом получали следующие и согласно определенным вопросам – они понимали, куда им надо в данном городе приехать, в какую точку. Такой вот исторически-экскурсионный, веселый квест мы придумали, которым заинтересовалось наше Министерство по туризму, представители которых и присутствовали на премиях.
Класс! Проект, действительно, очень своевременный, а команда у вас большая?
Вы знаете, у нас работают студенты. Опять же, будучи «топом» в иностранных компаниях, осталась привычка взращивать свои кадры. Поэтому студенты с кафедры «Автомобильного туризма» в МАМИ у нас и работают — ребята получают знания, навыки и опыт работы на практике. Они работают в свободное от учебы время, что для них очень важно. А для тех, кому еще не исполнилось, например, 20 лет, у нас есть рарбота в Москве, чтобы избежать проблем с несовершеннолетними, которые перемещаются на дорогах.
Соответственно, команда на постоянной основе – небольшая. Это человек 5 основного костяка. Остальные все работают на фрилансе, в удобное время — таких, человек 30.
Получается вы даете опыт не только этим ребятам из МАМИ, но еще и студентам МГИМО. Расскажите, как это получилось.
Наша знакомая, которая преподает в МГИМО, исследовала принципы, по которым работал Котлер и которые, на ее взгляд, немного не соответствуют современным теориям бизнеса. За свою идею с квестом мы и получили от нее приглашение поучаствовать в написании этого учебника с новыми постулатами маркетинга.
Давайте теперь поговорим про ваш типичный рабочий день — как он проходит?
Так как я в основном занимаюсь подбором и поиском клиентов, мой рабочий день достаточно типичен, то есть это переговоры, встречи с какими-то потенциальными клиентами. Если возникает такая необходимость – встреча с людьми, которые уже являются клиентами компании. Нетипичный рабочий день – это, наверное, когда приходится вести какую-то общественную работу. Мы, например, достаточно часто ходим в Общественную палату, представляем такую тему, как социальное предпринимательство. Но это нечастый, конечно, рабочий день, но тем не менее такое случается раза два в месяц.
Хорошо. А что такого в этой новой работе, ради чего вы оставили большую стабильную компанию и кинулись в мир квестов и креатива?
Вы знаете, в рекламе – это наверное, быстрый результат. То есть, перед тобой ставят задачу, ты знаешь необходимые сроки и получаешь статистику на выходе, причем она — четкая статистика, в цифрах, что и подтверждает удовольствие или неудовольствие клиента. Реклама – это очень прозрачный инструмент, скажем так, для карьерных каких-то подтверждений твоих амбиций.
Еще реклама, как я говорила – это особенный мир. PR, GR – это большое поле деятельности для общения. Ты встречаешь массу людей, ты можешь на одном проекте познакомиться с актерами, режиссерами, гонщиками, летчиками… И это тоже не может не привлекать. Это большое количество людей, с которыми можно общаться.
Хорошо, а есть что-то сложного в вашей текущей работе?
В нашей стране – это бесконечная смена законодательных нормативов! Мне это, благодаря опыту в юриспруденции, дается легче, но я подозреваю, что моим коллегам – маркетологам чистой воды, даже имеющим в штате хороший юридический департамент, это дается намного тяжелей, потому что тот же самый табачный закон, те же самые алкогольные ограничения при рекламе продукции и при ограничении активности людей, заставляют попотеть!
Но это же заставляет людей думать, маркетологов – еще быть более креативными, разве нет?
Это етественно, но как-то у меня был разговор с моим коллегой из Канады — он бывший юрист и он спросил, как часто у нас меняется законодательство. Это был 2005 год, т. е. самый разгар изменений в Налоговый Кодекс, в разные другие законы — сложное было время для многих компаний, именно в законодательной части. Я говорю: «Ты понимаешь, Стэн, наше законодательство меняется раз в неделю, то есть разные выходят поправки, еще что-то: мы приспосабливаемся к экономическим условиям до сих пор, несмотря на то, что перестройка была… сто лет назад». И спрашиваю его: «А как же у вас там, в Канаде, меняется законодательство?», а он говорит: «Да у нас 100 лет назад, как приняли законы, так мы по ним и живем!».
Давайте теперь про достаток поговорим. Вы уходили с такого надежного места с хорошим доходом, как вы теперь себя ощущаете в роли бизнесмена?
Я уходила, конечно, с достатка и с немаленького достатка. При это готова была, что все получится гораздо хуже, чем это прошло на самом деле. Не надеялась я, конечно, что моя компания станет так быстро на слуху, и что клиентами так оперативно удастся обрасти.
Во время ухода, я думала, что я поживу несколько лет спокойно, без какого-то бесконечного дедлайна, без вот этих вот, непонятных клиентских встреч, где мы могли сидеть на протяжении трех часов, потому что такие у нас традиции – все это надо было учитывать. Естественно я понимала, что будут такие же клиенты, только в другой сфере, но готовилась я к более худшему варианту.
Но все прошло достаточно плавно, да?
Вы знаете, наверное просто мне повезло.
Мне кажется, что дело не в везении, а в наличие огромного опыта, в том числе общения с крупными клиентами, пусть и из другой сферы. Сейчас тенденция такая идет в бизнес-коучинге — поверь в себя и все получится и многие неопытные предприниматели (обычно как раз вчерашние студенты) стремглав бросаются в свое дело, иногда даже продают последнюю собственность для этого и многие (конечно, не все — есть и позитивные примеры) прогарают, я бы хотела, чтобы ребята начали понимать необходимость элементарного, человеческого опыта для достижения серьезного успеха.
Не могу с вами не согласиться: опыт важен. Опыт общения с людьми важен. Я сейчас постоянно наблюдаю за своими студентами. И я хорошо понимаю, что многие из них намного умнее меня. Но, действительно, наш мир устроен так, что необходимо не только опыт накапливать, но и накопить манеру общения с людьми. Студент, когда он выходит из ВУЗА, да, у него много идей, и они полезные. Он может много, хорошо и качественно работать. Ими даже не нужно руководить: можно ставить задачи и грамотно направлять, то есть не нужно стоять с палкой или заставлять как-то. Бытует мнение, на многих предприятиях, что студент приходит – он ничего не умеет. Может быть, у нас просто другие условия работы для студентов. При небольшой стажировке, при желании студента работать – они очень хорошо себя проявляют!
Светлана, я думаю, вы еще набираете не просто студентов. Опыт подбора людей в компаниях, где вы работали, позволяет находить нужных людей.
Может быть, и в этом дело. Я просто смотрю на них: их учат делать карьеру сейчас, в ВУЗе. Самостоятельно делать бизнес их не учат, даже в институте предпринимательства, в колледжах предпринимательства. Мы сейчас взращиваем активную поросль людей, которые будут уметь делать карьеру. Что-то такое сделать свое они, либо еще не готовы, либо считают, что гораздо эффективнее они будут свое время тратить, работая на кого-то и, соответственно, занимаясь личной жизнью.
А можете что-то посоветовать молодежи, которая сейчас как раз ищет себя и свой путь?
Мне кажется, каждый ищет себя по-своему. Советов универсальных, дать, вероятно – не получится. Дети у нас сейчас, вообще, растут очень умные и талантливые. У меня ребенку 12 лет, я смотрю, как он рассуждает и понимаю, что подрастающее поколение, несмотря на то, что мы ругаем наше образование, оно умнее нас, все-таки. Умнее в поступках, умнее в выводах. И говорить, что они как-то должны набираться опыта и умнеть, наверное, было бы неправильно. И одному человеку хорошо, например, просто заниматься своей карьерой и семьей, а другому – тесно, в рамках каких-то. Я, вот, насколько себя помню – мне всегда всего было мало. К примеру, первое место займешь где-нибудь на соревнованиях: да, первое время эйфория какая-то есть, а потом думаешь: «Ну, а что дальше?» То есть совет, наверное, такой, что достигнув чего-то не надо останавливаться — нужно смотреть и развиваться. Тогда, наверное, интересно будет просто жить. А когда жить интересно – это и есть личный успех каждого человека.
Да, очень хорошо вы подхватили это: не останавливаться! Давайте теперь поговорим про вашу семью, свободное время. Есть оно сейчас у вас?
Свободное время можно по-разному классифицировать: например для себя, для фитнеса или для посещения каких-то SPA-салонов, в том числе, маникюров и педикюров, время для семьи.
Естественно, для работы необходим и фитнес, и салоны, и все это посещается- время находится. Наверное, вопрос не в том, где его найти, а просто в том, чтобы грамотно распланировать свой день. Например, будучи занятым на работе, где тебя ждет работодатель, ты все равно вынужден выполнять определенный объем работы. И здесь, конечно, никаких отличий нет: что там, что там – ты вынужден работать.
А вы как свободное время-то проводите? С ребенком общаться успеваете?
Да, конечно: и гуляем, и играем. Мои обязанности мамы никто не отменял, никто меня ему не заменит, поэтому приходится находить время на все и, естественно, проводить время так, чтобы все получали удовольствие, в том числе и я.
А какие книги вы последние прочитали?
Книги – очень люблю читать. Наверное, любимый автор Фейхтвангер. Этот писатель – кладезь мудрости, философии и всего остального.
А какая-то любимая у него есть книга?
У него многие книги мне нравятся, в том числе «Лисы в винограднике», это описывается ситуация, когда Бомарше писал свою комедию, знаменитую, «Фигаро». И он пересекается там с такими влиятельными политиками, как Франклин, который жил во Франции и попросил у короля французского денег на революцию в Америке. То есть, книжка, сама по себе, очень интересная, философская и многому учит, то есть там типажи есть, которые явно прослеживаются у наших политиков современности. Нравится, также, как ни странно, Зюскенд, хотя многие его не очень любят.
А чем вы больше всего гордитесь в жизни?
Да вы знаете, я, наверное, своими успехами не очень горжусь, так как считаю, что это жизнь и в жизни всякое бывает: и успехи, и провалы. Гордится, наверное, любая мать и любой родитель – своими детьми! Я горжусь своим сыном, который уже, наверное, лет, в девять, написал свою первую книгу, которая завоевала Гран-при на московском конкурсе «Пишем первую книгу». Вот этим, конечно, можно гордиться, потому что наше подрастающее поколение, вообще, преподносит нам много сюрпризов, в том числе и приятных.
Здорово, здорово. Мама любит первой быть и сын тоже! А что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка?
О, какой интересный вопрос! Наверное я бы пожелала какой-то общей стабильности, потому что в стабильном мире очень легко и просто живется.
Не скучно будет в стабильном мире, как вам кажется?
Вы знаете, я думаю, что человечество так устроено, что оно всегда найдет себе какие-либо вопросы, проблемы, которые нужно порешать. Поэтому, я не думаю, что в стабильном мире, где не было бы глобальных катастроф, было бы скучно.
Светлана, уверена — ваш опыт будет очень полезен очень многим — тем, кто сейчас решает, уйти ли с большого поста для того, чтобы заняться своим проектом или тем, кто мечтает после учебы попасть в великую 4-ку. Желаю огромного роста вашему светлому, интересному проекту — осваивайте новые территории и радуйте все больше людей. Также буду ждать, когда подрастет ваш сын, чтобы провести с ним подобное интервью (а уж будет он автором бестселлеров или пойдет по маминым следам в маркетинг) — решать ему.
Наблюдается неразвитость данного сегмента рынка. В основном это «специалист по PR» или «PR-менеджмент», выполняющий функцию релайтера. «руководитель пресс-службы».
Креативность‚ целеустремленность‚ стрессоустойчивость‚ ответственность‚ внимание к мелочам и деталям‚ готовность работать в режиме многозадачности‚ организационные способности‚ умение работать как в составе команды‚ так и автономно.