Интервью с популярным московским фотографом, победителем международного фотоконкурса «Russian Art Week», координатором благотоврительного фонда «Шаг вместе» и концертным директором Гоши Куценко — Милой Соловьевой.
Мила, добрый день! Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
В данный момент, я занимаюсь фотографией. Сотрудничаю с порталом Профисинема и с различными журналами.
Помимо этого, я координирую благотворительный фонд «Шаг вместе», и работаю с Гошей Куценко его концертным директором.
И чем в детстве увлекаются художники? Рисуют?
Нет. Всё было намного проще. В восемь лет мне папа дал в руки камеру и сказал: «Снимай». При этом он не объяснил мне — ни как с ней обращаться, ни что с ней делать.
А помните свой первый снимок?
Я была на Невском озере в детском лагере, как пионерский фотокорреспондент. Потом из этих фотографий мы создавали стенгазету. Это было первое печатное издание с моими фотографиями.(Пусть и в единственном экземпляре)
В то время было намного сложнее распечатать снимок — как вы это делали, да еще и в лагере?
У нас был фотокружок и специальная волшебная комната. И в ней руководитель кружка и фотограф по совместительству учил нас, как проявлять пленки, в том числе. В этой оборудованной лаборатории тогда чудо впервые происходило на наших глазах.
А сохранились эти первые снимки?
К сожалению, нет. В то время я была репортажным корреспондентом и мне интересно было поймать и заснять эмоцию, тут же все это проявить, показать, посмотреть на стенгазете, и бежать дальше — за новыми кадрами.
А первые фотографии, которые сохранились, были гораздо позднее. Уже после того, как я школу закончила.
А во время школы, вы уже понимали, что это дело вашей жизни или вы еще о чем то другом мечтали? Чем хотели заниматься ?
Я хотела фотографировать. И, в общем-то, я всегда фотографировала — в школе и после школы. Но готовили в те времена нас немножко по-другому. Да. Нам, тогдашним пионерам, внушали, что профессия должна быть серьезной. А фотограф не воспринималась, как профессия. Фотография всегда считалась хобби. Да и сейчас, это стало актуально и востребованно не так давно.В Советском Союзе никто и не предполагал, что можно пойти учиться в институт фотографии и непосредственно там получать серьёзный диплом о высшем образовании.
И куда вы пошли учиться?
Я пошла учиться в авиационный институт. На экономиста.
Почему не выбрали более профильный для экономики ВУЗ?
У нас это семейное. У меня мама закончила авиационный институт. Мамин брат закончил авиационный институт. Такая, можно сказать, династия авиаторов.
А экономистом, потому что тогда эта профессия, как раз набирала обороты. И мне, конечно, хотелось быть востребованной после учебы. Получала я диплом сознательно. Только для себя. И училась для себя. То есть, я действительно хотела быть экономистом. Я с удовольствием изучала и мировую экономику, и все её разновидности.
И пригодилось в итоге вам образование?
Я могу сказать так — экономистом за всю жизнь я не работала ни дня.
Раз экономистом вы вообще не работали, какая же у вас была первая работа?
Работать я начала сильно раньше — в 16 лет. На первой работе – я продавец.
Что продавали?
В то время в магазинах особо не было выбора. Были талоны. На талоны давали сахар и другие необходимые продукты. Вот так и работала.
А сегодня вы уже работаете можно сказать, на трех работах! Очень интересно, как проходит ваш типичный рабочий день?
Сложный вопрос, потому что все дни абсолютно разные.
Если у меня в этот день съёмка, она как минимум 2-3 часа занимает и я стараюсь по максимуму до съёмки решить все срочные вопросы.
Если это благотворительность, то чаще всего провожу встречи, переговоры.
А в дни концертов я, естественно, не ставлю никакие съёмки.
Т.е. действительно все дни очень разные!
Расскажите, кстати, что такое профессия концертного директора?
У Гоши есть своя группа. Музыкальный проект. И они выступают, дают концерты в клубах.
А как концертный директор, какие у вас могут быть задачи?
Я договариваюсь с клубом о выступлении. Решаю всякие организационные вопросы, которых бывает немало, — начиная от времени, саунд чека и заканчивая, какими-то элементарными вещами, к примеру, как принести полотенца.
Есть какая-то из работ. которая все-таки больше времени отнимает, чем другие?
Сейчас мое увлечение фотографией – это моя основная профессия, в которую я ушла с очень хорошего места работы.
А с какого места работы ушли?
Я работала в Департаменте имущества города Москвы. Была на руководящей должности. Занималась подбором помещений для различных организаций.
Я уходила с очень хорошей работы и в тот момент уходила в никуда, потому что на тот момент, у меня не было ни компании, в которую бы меня брали, ни контактов каких-то редакторов, которые покупали бы мои фотографии. И это был серьезный шаг без какого-либо парашюта.
А почему вы сделали этот шаг, так резко? Почему к нему не готовились?
Просто в какой-то момент я поняла, что фотография у меня занимает 80 % моей жизни, и я всё меньше хочу ходить на работу. А хочу именно фотографировать — не хотела больше ждать ни минуты.
А сколько вам лет было, когда вы сделали этот шаг?
Сейчас скажу. Где-то 33 года.
Я и до этого тоже достаточно много меняла в своей жизни в професиий. Я работала экспертом по системе управления информацией в IT-компании. Я работала в мобильном консалтинге. И, в общем, я занимала неплохие
посты и уходила с них в никуда. Думаю, действительно, какой-то был поиск себя.
А вы понимали, работая на этих постах, что это временная работа или что вы чувствовали на них?
На каждой моей работе мне было интересно. Я приходила на работу с удовольствием.
То есть, когда, к примеру, я пошла в IT, то работала там всем сердцем. Когда было необходимо, задерживалась на работе и до полуночи. Все только потому, что мне было всегда интересно.
В тот момент вы считали это своим призванием?
Нет. Все равно, фотография была для меня, вот, той самой отдушиной. И, мне кажется, что, в какой-то момент я поняла, что хобби – оно и есть самая любимая работа. И я решила сделать хобби работой, чтобы больше не работать ни дня.
Что же такого прекрасного в фотографии для вас?
Знаете, когда я беру в руки фотоаппарат, то ухожу мысленно в эти картинки, которые я вижу. В такие моменты я даже не замечаю, как бежит время. Это удовольствие от результата.
То есть, это не так, что вот я сегодня закончила съёмку. И всё. Ничего подобного. Каждый день, каждый раз когда я беру камеру в руки, у меня какое-то новое состояние.
А что в этой работе сложного?
Фотографу, особенно репортажнику, сложно, например, по 8 часов стоять на улице под дождем или под палящим солнцем. Вне зависимости от погоды он должен делать свою работу. Плюс ко всему, фотограф-репортажник важного мероприятия — свадьбы, к примеру, по 12 часов, т е целый день с утра до ночи снимает, фотографирует всех. И он не может иметь плохое настроение, не может сделать испорченный кадр, потому что свадьба один раз в жизни у большинства людей. К тому же это физическая нагрузка, когда приходится по 10-12 килограмм держать на плече, и оно немеет.
Это основные минусы профессии фотографа, и от них никуда не деться. Но, я хочу сказать, что радость от самой работы перекрывает все эти минусы на миллион процентов.
Давайте теперь поговорим про другое направление, которое вам удалось с фотографией очень плотно объединить. Про благотворительность. Не страшно ли вам было заниматься таким серьезным делом?
Я вообще, сталкивалась с разным в жизни. Раньше я работала в городском благотворительном совете некоторое время. И работала в благотворительном фонде. Я также хорошо понимаю тему того, что не всегда благотворительность бывает искренней. Люди прикрываются какими-то благими делами, чтобы получаить что-то для себя. Но как люди бывают разные, так и фонды. У каждого в жизни свой выбор, и каждый идёт своим путём.
И как получилось, что вы начали заниматься фондом Гоши?
Так случилось, что я сначала его координировала и постепенно оказалось, что я лучше всего в этих вопросах разбираюсь из-за прошлого опыта, вот и досталась мне эта приятная обязанность.
В мире так много нуждающихся. Почемуфонд занимается именно детьми с ДЦП?
Лет 10 назад к Гоше подошла одна женщина с ребенком с ДЦП. И он узнал об этом заболевании и не смог остаться в стороне. Он понял, что дети с ДЦП, они бывают очень-очень умные. Это же нарушение нервной системы — ребенок может не владеть ручками, ножками — и при этом быть гениальным программистом. Одно другому не мешает. И Гоша схватился за эту проблему. Стал помогать, стал внимание общественности привлекать. И я в связи с этим своими фото-проектами «Мужчины» и «Женщины», тоже пыталась сделать тоже самое. Привлечь внимание общественности, привлечь внимание родителей в первую очередь, потому что дети ДЦП — это такие же дети. Они хотят радоваться жизни. Хотят быть такими же обычными детьми, иметь такоесчастливое детство. И так же играть, общаться, веселиться, учиться. Получать любовь. Получать то, что получают обычные дети.

Выставка на Тверском бульваре в рамках проекта «Детские мечты» —
на стенде фотографии из проектов «Мужчины» и «Женщины»
Расскажите про детишек, которые участвовали в вашем фотопроекте. Откуда вы их брали? Именно, конкретно, этих детей на снимках?
Мы их специально не отбирали никого. Вообще, не отбирали. С первым проектом «Мужчины» мы приезжали в учебный центре «Раминки». Там проводили какой-нибудь класс- рисование, игра в шахматы или еще во что-нибудь. Каждый раз это было разное какое-то мероприятие. Мы пытались показать, что эти дети хотят заниматься всем тем, что им не предложи. Они готовы играть, петь, веселиться, заниматься спортом — чем угодно. Главное, чтобы это было для них.

Выставка «Мужчины» и «Женщины» в кинотеатре «Октябрь»
Очень важен контакт. То же самое было во второй части проекта, когда я приводила девушек-звёзд. Приводила в больницу, в практический центр детской психоневрологии на Мичуринском проспекте. И, собственно 2 сентября я повезу их в музей, в подарок с одной группой в рамках проекта. Всех этих детей звузды навещали в больнице. Подходили к воспитателям и просили в одной из игротек поиграть с детишками в кубики, к примеру.
Мила, эти дети они из семей или из детского дома?
По-разному. Есть дети с родителями. Есть дети, у кого один родитель. Есть дети, вообще, без родителей, находится в детском доме.
Дети есть абсолютно разные, и находились они в больнице по 2-3 недели, кто-то по месяцу. Не так, что пришел раз — ушел и все. Там достаточно долгое время им необходимо проводить. Почему мы и старались приезжать — для них это было неким стимулом к более активной реабилитации.
А полученные фотографии вы куда дели?
В результате проектов были выставки и благотворительные аукционы. На одном из аукционов одна фотография была продана за 60 тысяч рублей.
Тут получается двойная помощь — вы и с детьми пообщались, и еще и денег собрали для фонда.
Да. Деньги пошли именно в тот же фонд на помощь детям с ДЦП. Основная цель проекта была все-таки привлечь внимание. Показать родителям, что вот они ваши дети. Что они совершенно счастливые, и их лица на фотографиях, такие же, как у обычных детей…
Фотографии действительно яркие и очень классные. Чтобы делать такие правда вам нужно получать второе образование? (Мила училась в Международной Академии Фотографии, сейчас учится в Нью-Йоркском институте фотографии)
Фотограф должен учиться всегда. Если фотограф обленился. Если устал читать, заниматься, посещать мастер-классы, семинары, смотреть какие-то видео в интернете. И перестал вообще следить за тем что происходит на рынке фотографии, то он деградирует. Каким бы профессионалом человек ни был, через полгода-год, он теряет свою квалификацию. А в фотографии это особенно ярко выражается, потому что цифровые технологии, они настолько быстро бегут вперед и нужно каждый день смотреть, что придумывают другие фотографы. Очень много интересных вещей сейчас узнаю.
Мила, а какой-нибудь пример можете привести? Последнее, на что вы наткнулись?
Я была на выступлениях одного клуба и мне понравилась девочка-фотограф, которая стояла и снимала выступающих. И она снимала с помощью зеркальной рамки. Мне очень понравилось то, что она делала. Я обратила внимание, приехала домой, и в тот же день с ней связалась, чтобы узнать, какие получаются кадры, какие фотографии. Я ей твитнула — было очень интересно обменяться опытом.
Здорово. Давайте теперь о вас поговорим. Столько занятий — и фотографии, и концертная деятельность, и благотворительность. Есть ли свободное время? Если есть, то чем вы занимаетесь?
Всё своё свободное время я провожу за рулем. Я стараюсь куда-то уехать за город — в ближнее либо дальнее Подмосковье, либо вообще в соседние области — и там фотографирую.

Фотография из фотопроекта «Деревня, которой нет на карте» . Этот фотопроект занял 1 первое место в международном конкурсе фотографии Russian Art Week.
Расскажите, какие последние книги вы прочли.
Я очень люблю читать. Я пытаюсь это делать везде. У меня на кухне, в комнате — везде — все время лежат какие-нибудь начатые книжки. Сейчас у меня в процессе 3 книги. Одна из них — Марта Кетро «Горький шоколад». Вторая — новинка «Бриджит Джонс» — недавно вышла.
Мила, а были у вас книги, которые помогли найти себя, свой путь?
Да, у меня есть любимая книга. Говард Шульц «Чашка за чашкой». Это от создателя Starbucks — человека, который придумал, вообще эту идею. Создал её, организовал. Эта книга была у меня была около 12 лет- я с ней никогда не расставалась. Купила я ее в России за сумасшедшие по тем временам деньги — 1.500 рублей, когда обычные книжки стоили 100 рублей. Это было прям, вау. Я её очень люблю, потому что Говард описал ту самую модель создания чего-то вообще в жизни — реализацию идеи, начиная от её просто появления в голове, не только применительно к бизнесу, а к любой идее. Я считаю его гениальным человеком.
А вы чем больше всего гордитесь в своей жизни?
Своей дочерью.
А что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка?
Я бы пожелала счастья всем в этом мире. Просто, чтобы люди были счастливы. Мне кажется, это то, чего не хватает большинству людей.

Фотопроект «Душа» (фотограф Наталья Новак)
И последний вопрос, как раз, в тему вашего желания. Как вы считаете, счастливый ли вы человек?
Я? Да.
Мила спасибо за то, что рассказли про новые способы делать добро, желаю вам море вдохновения для новых проектов и сил, чтобы учиться еще много-много лет и находить новые возможности для реализации своих идей!
Если ты также хочешь найти свое призвание – участвуй в онлайн-курсе “Поиск любимого дела” от проекта На своем месте – это увлекательное путешествие длиной в месяц: более 20 заданий на определение твоих талантов, способностей, целей и желаний, это тесты по проф. ориентации и полное заключение от профессионалов по направлениям, где тебе стоит искать свое дело. Войди в Новый год с новой профессией!