Интервью с генеральным директором онлайн-кинотеатра TVZavr о будущем отрасли персонального телевидения, о суперкомпьютерах, о двухдневных марш-бросках по лесам в одиночку и преимуществах работы генеральным директором.
Александр, добрый вечер! Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь и какую должность занимаете на данный момент?
Добрый вечер! Занимаюсь я в данный момент проектом TVZavr, который подразумевает под собой создание нового персонального телевидения. В этом проекте я занимаю должность генерального директора.

Беленов Александр
А в детстве вы не мечтали стать телеведущим либо кем-то еще, связанным с телевидением? Расскажите, какая у вас тогда была мечта, какая профессия казалась суперской.
Никогда такой мечты не было. Телевидение меня особо не привлекало. В общем, могу сказать, что и сейчас оно меня не сильно манит.
Мне всегда было интересно прорабатывать какие-то программные проекты -большие или маленькие. И в данный момент также, на самом деле, вопрос телевидения вторичен.
Есть же вопрос массового обслуживания. То есть нужно сделать так, чтобы большое количество людей могло получить качественный сервис и не просто качественный, а очень-очень качественный. Вот эта задача действительно для меня привлекательная, потому что она масштабная, интересная и можно проявить себя в полной мере.
Хорошо, расскажите тогда о первом программном проекте, в котором вам довелось поучаствовать.
Всегда было интересно заниматься всем, что так или иначе связано с нестандартными системами вычисления.
Первый проект, в котором я всерьез участвовал, начиная с шестого курса института (прим. МАИ, кафедра Прикладной математики) – это проект, связанный с одним из советских (потом российских) суперкомпьютеров. Он и сейчас существует и поддерживается разработчиками из Екатеринбурга, а мы в 2002 году работу с этим проектом полностью завершили. За 20 лет много очень интересных наработок было получено.Было даже продано 4 компьютера в Америке.
Классно! А как вам удалось будучи еще на 6-ом курсе попасть на такой проект? Наверняка, туда просто так людей не брали.
Это, как часто случается, было дело случая. Удача – она любит подготовленных людей. В данном случае – это была удача, и мы были к ней готовы.
На тот момент был собран коллектив, который вышел из большого НПО «Астрофизика» (НПО = научно-производственное объединение). В советские времена это была очень серьезная организация. НПО искало разработчиков, которые бы знали ассемблер (прим. Язык ассе́мблера -язык низкого уровня, подробнее), компиляторы, как их писать. Таких команд было немного в те времена – так мы и нашли друг друга.
И как долго вы занимались этой разработкой?
Очень долго: около 10 лет с перерывами (с 1992 по 2002 год). Именно там, в процессе работы над основной проблемой, были как раз созданы и видеотехнологии. В 1996 году еще успели поработать в Германии, в команде, которая в университете разрабатывала те стандарты сжатия, которые сейчас активно используются.
Это было наше первое знакомство с видеотехнологиями.
А как в те времена было с оплатой таких разработок? Все-таки конец союза… тогда многие научные сотрудники вообще оказались на рынках.
Это были частные инвестиции, но с оплатой этих разработок все равно было туго. Мы занимались какими-то параллельными работами, не гнушались строить локальные сети – у нас все-таки опыт был очень большой — понимали, как это делать, знали много нюансов, которые обычные специалисты не знали.
То есть, суперкомпьютеры были больше, скажем так, для души, как интересный и масштабный проект. Правильно я понимаю?
Да, он очень интересный. И до сих пор я уверен, что может быть востребован. Называется «было б стране необходимо». А так, сам по себе, он до сих пор актуален.
А в какой должности вы тогда работали над суперкомпьютерами?
Я сразу был руководителем разработок, связанных с программно-аппаратным комплексом, то есть там требовалось разработка не только системного программного обеспечения, но и языков программирования. Я как раз руководил всеми этими разработками.
То есть вы только управляли процессом?
Нет, я и сам писал активно.
А команда там большая была?
6 человек.
А сейчас в должности генерального директора у вас наверняка добавилось много новых функций. Как вы ощущаете себя на этой новой роли? Как много нового приходится познавать каждый день?
Познавать специально не приходится, так как помогают уже устоявшиеся навыки. Разработчиком быть намного проще.
Генеральному директору приходится держать в голове огромное количество самых разнообразных целей, направлений. Нужно не только все отслеживать , но и во всем этом разбираться.
Давайте теперь поговорим непосредственно о проекте TVZavr. Я посмотрела несколько фильмов на сайте – качество, действительно, очень высокое. Насколько дорого обходится создание такой структуры и требует ли оно дальнейших вложений за каждый просмотр пользователем видео или это все-таки разовое вложение?
Если говорить глобально, в подобных проектах и в нашем, в частности, каждый просмотр «ест денежку». Только это не связано с технической поддержкой. Это связано с тем, что приходится оплачивать трафик. Если пустить видео через так называемые Content DelieveryNetworks – это сторонние сети распространения контента, – то минимальную цену, которую можно получить при трансляции контента в сети, это как раз 1 руб., иногда 1 руб. 20 коп. за 1 Гб. Это стоимость примерно за час просмотра видео хорошего качества. Получается, если закупать распространение только через них, эти расценки автоматом и появляются, т.е. человек смотрит, и за него нужно оплатить 1,20 руб.
А у нас стоимость того же самого Гб стоит уже 15 копеек в силу того, что мы занимаемся видеотехнологиями с 2002 года. Проект TVZavr, по сути, – это некий результат очень серьезных и больших наработок. Мы хорошо понимали и понимаем, как делать максимально дешевые и при этом эффективные решения для такого массового обслуживания. Кстати, наши знания в области разработки суперкомпьютеров тоже помогли. Команда та же самая, то есть в нашей команде есть 4 человека из тех самых 6-ти, которые работают вместе вот уже на протяжении 20 лет.
Т.е. получается, что вы командой привлекали инвестиции или как это все было?
Да, именно так. Мы под этот проект привлекли инвестора. Частный инвестор влился в проект, и с тех пор мы движемся вместе.
Обращаясь к бизнес-модели, хотелось бы понять ваш формат заработка. Вы зарабатываете а) на рекламе; б) на платной подписке, т.е. основных два канала дохода, я правильно понимаю?
В основном, да, но основной заработок идет от рекламы.
Получается, большую часть видео вы сейчас бесплатно транслируете в сети. А какие у вас отношения с правообладателем? Как удается договориться о приемлемых условиях?
Это серьезный вопрос, и если говорить об отрасли в целом – на данный момент, ни одного кинотеатра, который бы работал с положительным результатом, сейчас нет.
То есть это все инвестиционные убыточные проекты, в которые вкладываются деньги и инвесторы надеются, что это через некоторое время они начнут приносить прибыль.
Вы сейчас говорите про российский или общемировой опыт?
В совокупности.
И в чем возникает основная сложность ?
Первое, я вам уже обозначил – это стоимость трансляции контента в сети, которая (если ее не уменьшать и с ней не бороться) априори на той самой рекламной модели создает изначально коммерчески неоправданный проект. Потому что на одном рекламном показе заработать 1,20 руб. – это фантастика. Оплата трафика в сети сама по себе стоит денег и это не копейки. И то, что мы добились в этом аспекте очень низкого, коммерчески оправданного уровня – это наша определенная заслуга и, в общем-то, попытка сделать реально коммерчески успешный проект. Другие тоже над этим борются — кто-то успешно, кто-то не очень. Это только одна из сторон затрат.
Вторая сторона – это, действительно, те самые правообладатели. Любой правообладатель, с одной стороны, хочет получить, так называемую, минимальную гарантию. С другой стороны, он еще хочет получать прибыль от рекламной выручки или продаж, которые получает Интернет – кинотеатр, и это очень немаленькие суммы! Более того, их стоимости год от года потихонечку растут и это общемировая, а не российская тенденция.
Я очень хорошо знаю, как к подобным проектам, как направлению бизнеса, относятся в силиконовой долине. Считается, как бы это помягче сказать, что это мертвое направление именно из-за того, что правообладатели дерут совершенно безумные деньги и год от года делают это все с большим азартом и интересом. Реально сейчас в мире проекты такого плана, как Интернет-кинотеатр и новое телевидение, которые бы чувствовали себя уверенно, можно пересчитать по пальцам. Это Netflix , это Hulu. По-сути, больше таких проектов нет. Тот же самый YouTube очень долго вылезал из ямы, в которой сидел из-за гигантских минусов, набранных за время работы. Прошло практически десятилетие, прежде чем он начал что-то зарабатывать.
То есть, конечно, это бизнес очень серьезный и рисковый. Раньше никто эти риски, прежде всего, связанные с правообладателем, не видел и не понимал. Но это не значит, что это гиблое место, которое через 2-3 года просто загнется и развалится. Это, конечно, не так. Просто, как в любом бизнесе подобного плана, когда, грубо говоря, есть некие серьезные структурные вложения, надо диверсифицироваться. Мы, к примеру, сейчас, работаем со стандартными каналами: занимаемся трансляцией на SmartTV (SmartTV – технология интеграции интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения, а также в техническом симбиозе между компьютерами и телевизорами, подробнее), на те же самые компьютеры, планшеты и тому подобное. Но помимо этого создаем какие-то дополнительные параллельные области, которые тесно связаны с тем, чем мы сейчас занимаемся, которые, возможно, выглядят немножко странно и неожиданно. Например, мы стали официальным партнером РЖД и обязательно сделаем все для того, чтобы в поездах дальнего следования люди могли смотреть кино, пока находятся в пути.
Есть еще несколько подобных направлений, которые я пока не буду озвучивать. Подобные варианты позволяют как раз использовать е наши собственные технологические наработки, наши знания, как минимизировать затраты, опять же, на поставку контента, и при этом обеспечивать максимально хорошее качество – это все и дает возможность создать действительно коммерчески оправданный и выгодный проект. Если жить строго в рамках, допустим, Интернет-кинотеатра, который только транслирует видео в Интернете – такой проект априори провальный.
Вы сказали про трансляцию для SmartTV, а как выстраивается сотрудничество с этим форматом? Расскажите поподробнее.
На самом деле, в этой сфере помимо нас есть еще проекты IVI, Zoomby, Tvigle и Мegogo – всего 4 основных проекта. Это персональное телевидение – вы смотрите то, что интересно вам, под вас подбираются каналы и контент. Если вы пользуетесь ресурсами, как зарегистрированный пользователь, то система автоматически подбирает все под вас – взвешивает, оценивает ваши предпочтения, дает рекомендации к просмотру и формирует под это дело каналы.
SmartTV – это наверное технология будущего, она еще не очень распространена у нас?
Я бы так не сказал, ведь ее уже используют более трех миллионов человек.
Да, неплохо.
Мне тоже кажется, что это немаленькая цифра. Она, на самом деле, намного больше и более эффективная, чем просмотры. Наш трафик уже делится 50 на 50. 50% – это Интернет, 50% – Смарт-ТВ и другие устройства. Объемы просмотров немаленькие и очень активно растут. То есть за прошлый год они выросли больше, чем в 3 раза.
Поговорим о позиционировании. Я посмотрела, как вы описываете свой проект , что это не просто кинотеатр, что он также дает возможность заниматься танцами, посещать музеи и в целом проводить интересно досуг, не выходя из дома. Я тоже думала о таком подходе, как оказалась дома с ребенком – это прекрасная возможность развиваться, не выходя за дверь своей квартиры.
Да, эта концепция у нас еще не реализована до конца, но мы ее обязательно сделаем в полном объеме, но чуть позже, потому что сейчас у нас контент все-таки больше художественный: фильмотека, мультипликация.
А говоря более широко, те самые несколько лет, с 2002 по 2009 год, предшествующие созданию TVZavr, мы как раз занимались разработкой так называемого интерактивного телевидения. И вся эта технология сидит в основе TVZavr — просто мы еще пока не особо активно ее используем. Эта технология позволяет взаимодействовать напрямую с видео. И это не какие-то абстрактные рассуждения: нами созданы очень серьезные проекты. За это время было сделано порядка 50-ти , в том числе, и с Министерством образования. Так что мы с уверенностью можем утверждать, что наша технология действительно уникальная сама по себе, в первую очередь, как система интерактивного видео-образования, система интерактивных видео-музеев и многого-многого другого, очень интересного.
В ARTPLAY проходит выставка «Коралловый риф от планктона до акул», где используется часть схемы, которая связана как раз с интерактивом: установлен некий 3D-видеоэкран, , на котором вы можете кликать на разные объекты и на отдельных экранах сразу запускается дополнительная информация. Получается такой своеобразный виртуальный океанариум. Это также будет сделано, в конечном итоге и в Интернете, и на SmartTV – везде.
Давайте поговорим о пользователях. Я посмотрела активность на сайте: у вас на данный момент не очень много отзывов, рецензий на фильмы. Вы хотите развивать это направление?
На самом деле, отзывы и рецензии, если вы видите, что их где-то очень много и они активные, то это либо уже глобальная точка сборки, к примеру, Кинопоиск тот же самый, либо это профанация, когда отзывы, рецензии просто копируются, воруются или пишутся самими авторами того или иного сайта. Людей, которые готовы активно писать серьезные рецензии, крайне мало.
А есть смысл просить таких людей специально писать, чтобы наполнить сайт информацией о контенте, и тем самым повысить количество просмотров и повторных заходов?
Нет смысла. Пробовали. Активно с Кинопоиском общались еще пару лет назад. От них вставляли, соответственно, аналогичные рецензии. На конверсию и другие показатели это не влияет вообще никак.
Здесь принцип потребления немножко иной: человек пришел, он хочет расслабиться, посмотреть фильм. На самом деле, это тот же самый вариант телевидения, со своими признаками ленивости, когда человек приходит домой и ему просто хочется поглядеть на эту самую «бормотушку» – включили какой-то канал, и он по-тихонечку идет. Может, вы даже увидели фильм, который стоит у вас на полке в DVD-варианте в отличном качестве, без рекламы, но людей, которые пойдут и достанут его, буквально, единицы, по опросам – их всего 5%, а все остальные сидят и лениво смотрят. И здесь то же самое. Чтение – это все-таки активность, чтение – это некое взаимодействие. Подавляющее большинство людей, когда смотрят кино, имеют одну цель – отдохнуть.
Интересные результаты исследований!
Это факт. Мы изначально тоже питали иллюзии, что люди будут общаться, целую социальную сеть хотели сделать, но не стоит тратить на это время и ресурсы. Не хотят они, нет интереса. К примеру, Videomore тоже попробовали сделать такую социальную сеть и тоже зря. Это ленивый просмотр, спокойный, в свое удовольствие. Люди пришли просто посмотреть – если они хотят пообщаться, то заходят целенаправленно в социальные сети.
Есть уже де-факто сформировавшиеся проекты с подобным контентом – Кинопоиск, Афиша, где есть рецензии. Причем люди там чуть ли не на зарплате сидят, создавая эти рецензии качественно, профессионально, хорошо. И это правильно, это то, что нужно. Пользователи, которые к ним заходят, понимают, зачем они туда пришли. В кинотеатр, пусть даже виртуальный в Интернете, они пришли посмотреть кино и поэтому все вот эти наши комментарии… да, их публикуют, конечно, — в день, около 25-30 комментариев бывает, но с учетом того, что посещаемость сайта 500-600 тысяч человек, вы понимаете, это просто смешно. То есть писать практически не хотят, читать тоже.
Давайте теперь поговорим о том, как можно заработать на такой немаленькой аудитории. Есть ли сейчас какие-то новые типы рекламы для видео формата или используются стандартные варианты?
Форматы рекламы сами по себе устойчивы много-много лет, обычно бывают лишь небольшие вариации.
К примеру, наша технология позволяет делать очень красивые интерактивные рекламные ролики, когда вы не просто запускаете рекламу, а можете с ней поиграть. Это практически как видео-игрушка. У нас есть примеры product placement (О том, что такое product placement), когда идет фильм, допустим, «Люди в черном», в котором небольшой фрагмент специально сделан так, что можно кликнуть в героя, в его рубашку и сразу перейти на сайт и заказать ее. Или куда-то перейти и узнать об этом актере побольше или какую-то информацию о съемках, связанных с этим интересным эпизодом, получить. На самом деле, это будет востребовано единицами. Подавляющее большинство хочет просто смотреть.
А теперь рассмотрим формат той же видео-рекламы. Ее продают, в основном, тем рекламодателям, которые уже активно продвигаются на телевидении (как минимум по тому, что у них уже есть видеоролик). Им рассказывают о том, что это персональный вариант взаимодействия с клиентом, и клиент будет не просто смотреть, а кликать на их рекламу и переходить на сайт, соответственно, будет несравнимо больше контактов.
Что происходит в реальности? В реальности происходит следующее: да, в сетях количество кликов на тысячу показов очень высоко. Этот процент несравнимо более высокий, чем любой баннерный. Баннерный – 0,1% это уже хорошо, 0,2%-0,5% – это просто шикарно. В видео-сетях же показатель ниже 3% – это какой-то провал, 6, 7, 9, 15% – это то, чего можно добиться, т.е. несравнимые цифры с тем, что происходит на баннерах. А причина такой “эффективности” крайне простая: это желание пользователя как можно быстрее кликнуть, потому что он знает, после того как он кликнет, реклама закончится и начнется просмотр. А на сайт он в итоге не зайдет, он ему не нужен.
Понятно. То есть реальную эффективность определить также сложно, как и у обычной ТВ-рекламы?
Да. Когда речь идет о видео-рекламе – в чем ее колоссальный минус? Мы отвлекаем зрителя, этим создается для него некое раздражение. К тому же, люди в России уже привыкли, что хорошие видеоканалы, видеопрограммы, другой качественный контент бесплатны. Никто не привык за это платить. На Западе ситуация как раз обратная, покупая кабельное телевидение, они счастливы. Если их реклама раздражает – они не хотят ее смотреть и готовы за это заплатить.
В России сформировалась другая культура потребления видео-контента, которая уже стала потихонечку смещаться. Я думаю, что примерно через 2-3 года платных просмотров будет намного больше, чем с рекламой. Но при этом надо понимать, что любой новый формат, который отвлекает человека от просмотра, будет обречен на провал. То есть он какое-то время может и поживет, просто как игрушка, но в конечном итоге он затухнет. Это какие-то только сиюминутные спецпроекты, которые интересны конкретным заказчикам. Глобально это не может стать постоянным.
Сейчас одно из селлинговых агентств активно развивает так называемые «wow-роллы». Это рекламный ролик, который выпрыгивает практически из окна видео, не на весь экран, а на кусок сайта. Так вот, с таким форматом две проблемы: первая, это делается на технологии flash, которая перегружает ресурсы компьютера, из-за чего все начинает «тормозить», что само по себе раздражает, а второе – сама реклама начинает раздражать. Мы собрали достаточно хорошую статистику по отзывам и можем сказать, что такая реклама отвлекает очень сильно. Она, да, создает первый wow-эффект, а дальше, и это становится уже типовым набором роликов.
А вы сейчас напрямую рекламодателям продаете контент или работаете с какими-то агрегаторами?
Здесь некая особенность ведения бизнеса. Конечно, кажется, что надо работать напрямую, но, на самом деле, прямых контактов практически нет не из-за того, что мне лениво или мы ни с кем не можем сами договориться. Все проще: видео реклама – это телевизор, в первую очередь, как я уже говорил. А ТВ-рекламу просто так не размещают – этим занимаются большие агентства, которые держат все в своих руках.
А какая у вас команда? У вас столько проектов интересных. Как это все можно успеть?
В данный момент чуть меньше сорока человек.
И как? Все успеваете?
Ну, конечно приходится работать очень много, это задача непростая.
В шесть, я думаю, как в Швейцарии не встают с рабочего места?
Такого нет, это точно.
Расскажите про ваш типичный рабочий день. К примеру, сегодняшний.
Сегодня у меня с утра была встреча, в 9.
Во сколько у вас обычно рабочий день начинается?
Это вообще никак не нормировано ни в ту, ни в другую сторону.
Потом с рекламщиками общался. У них несколько новых проектов на входе. Они задавали вопросы по нестандартным проектам — можем сделать или иное. Еще решал общие вопросы, закупка какого аппаратного обеспечения и «железа» требуется. Еще периодически контрагенты дурака валяют – нужно в этом случае обязательно звонить, разбираться. Это вот обычные будни.
Теперь про саму работу, как генерального директора, как создателя систем – в чем преимущества того, чем вы занимаетесь? Что вам в этом так нравится?
В генеральном директорстве?
Да.
Ну, во-первых, генеральным директором я стал не от того, что очень хотел, а от того, что так получилось. Я изначально был техническим директором. Обстоятельства сложились так, что пришлось стать генеральным директором.
На самом деле, генеральное директорство – это, в основном, решение проблем, которые возникают на фирме, допустим, переговоры с инвесторами, какие-то задержки в выплатах, еще что-то – это все очень серьезный груз ответственности, который все время давит на голову. Не могу сказать, что здесь есть какие-то большие преимущества.
Преимущество, наверное, лишь одно – проще делать то, что считаешь правильным.
А в финансовом смысле у Вас договоренность с инвестором, что вы, как генеральный директор, работаете на перспективу?
Конечно.
Хорошо, насчет планов на будущее что-то можете озвучить? Какие основные цели сейчас стоят перед проектом ?
Наши цели сейчас, это первую очередь, сделать несколько параллельных проектов. Грубо говоря, расширить телевизионный охват. Не только Интернет, не только Смарт-ТВ, не только планшеты, а как раз РЖД и некоторые еще другие направления.
А кто у вас занимается придумыванием этих новых направлений? Какой-то директор по развитию или вы сами?
Нет, никакого директора по развитию у нас нет. Были такие люди, но опыт показывает, что человека, который бы сидел и придумывал, в общем-то нет. Каждый должен сам вкалывать и по ходу появятся какие-то мысли. Тот, кто копает, тот что-то находит, а кто сидит и размышляет о великом будущем, тот, скорее всего, только этим будущим и будет озабочен.
К примеру, на совершенно посторонней встрече появилась идея с РЖД – а у нас была как раз готова технология с легкими серверами. Так и завязался этот проект, с “А давайте попробуем!”
Подобных проектов, как вы уже озвучили – несколько, в чем ваши преимущества перед конкурентами?
Наше преимущество в том, что компания построилась вокруг разработчиков, которые имеют очень хорошее и качественное решение. Мы сразу стали строить сеть серверов для оптимальной доставки контента в Интернете, потратили усилия именно на инфраструктуру, на доработку наших решений. Вот как раз те самые легкие сервера дорабатывались. Не тратили сначала ни копейки практически на продвижение, потому что это уже было просто бессмысленно, нужно было подготовиться. И дальше, я могу сказать, что у нас сейчас проект самый дешевый, мы на весь проект затратили 8,5 миллионов долларов. То есть из всех аналогов мы гарантированно самый дешевый и в самом эффективном положении, при этом, если посмотреть, допустим, статистику по новогодним праздникам, мы были кинотеатром номер три.
Молодцы!
У нас максимальная эффективность за счет технологических решений. Мы ни у кого ничего не покупали. Зумби объявили на старте, что они заплатили 2 миллиона долларов за платформу, которую потом пришлось переделывать еще много раз. Для нас это изначально наше готовое решение, наше вложение, наше понимание — мы все это сами развивали самым активным образом. Сначала нас даже начали упрекать, что мы занимаемся не своими делами, что этот самый CDN (Content Distibution Network) должны делать другие. Мы молчали, слушали и спокойно делали то, что считали правильным.
Другие пытались это сделать также сами, но знаний не хватил — просто не смогли собрать команду, которая может это все сделать. И в любом случае, тот способ, допустим, локализации трафика, который мы сейчас используем, у нас он самый оптимальный (а это один из двух основных видов затрат в нашей сфере). С теми же самыми IVI он не сравнится – он просто несравнимо дешевле и намного проще в реализации. И наша система изначально была готова для того же самого РЖД. То есть система, которая использует IVI, ее в РЖД никогда не поставят – у них очень большая громоздкая структура, связанная с очень большими кластерами, с серьезными протоколами. А мы делаем максимально простую.
Александр, давайте теперь поговорим именно о вас. Как вы любите отдыхать? Какие увлечения у вас есть?
У меня своеобразная ситуация — я много раз бывал заграницей, в разных странах, но, при этом, ни разу там не был на отдыхе. Все поездки были связаны с работой. А отдыхаю я всегда (как родители с шести лет начали брать с собой в походы) где-нибудь в горах, в лесу, на реках. И вообще пока не представляю, как без этого можно жить, без этой батарейки, без четырех недель далеко в горах, причем как можно дальше от людей, без суеты, в дикой природе, в совершенно потрясающей красоте. Если вы когда-нибудь были в походе, вы наверное поймете, если нет – рассказать сложно.
С кем вы ходите? У вас какая-то группа?
Да, группа. Это не та группа, с которой мы еще в институте ходили, она потихонечку развалилась, многие уехали в Америку работать. Но эта группа, связанная с моей работой.
Есть у меня еще одно забавное развлечение. Называется марш-броски. Оно первоначально было запущено под Питером, потом еще и под Москвой (Питерский -http://kandid.ru/ и Московский – http://mmb.progressor.ru/). Это вообще некое уникальное экстремальное приключение, когда два дня надо идти в полностью автономном режиме, то есть все, что нужно, несете на себе (палатку хотите – несите, спальник – это тоже ваше право). За два дня надо пройти порядка 100-120 км причем по болотам, по бездорожью, по завалам, по буреломам. Параллельно нужно искать контрольные пункты, находить и идти дальше, следующие искать.
Я видела там очень многие по одному ходят, это как?
Я тоже в одиночку хожу.
Я просто не представляю! А вы спите там за это время или нет, как обычно?
Стандартная ситуация – первые сутки, именно сутки, т е первые 20 часов примерно идется беспрерывно, с небольшими остановками. Просто иначе можно не успеть все, что нужно собрать. Дальше промежуточный финиш, так называемый, «промфиниш» и там, соответственно, можно поспать (часов 5-6). С утра организм уже бодренький, но, как правило, часа через три начинает все, что было бодренько, отключаться, и уже медленно ковыляешь, причем так подавляющее большинство и ковыляет, кроме супер крутых спортсменов.
И как часто вы в этом участвуете? Сколько раз в год?
Два раза весной, два раза осенью.
Здорово! Это действительно очень интересно!
Очень забавное мероприятие, там бывают самые разные люди.
А где вы с ними общаетесь? На контрольных пунктах встречаете, в лагере?
В основном на старте, немножко на промежуточном финише и опять на финише. Иногда бывает и по ходу, пока топаешь, появляется какой-то попутчик, который вместе с тобой идет — так и начинаем общаться. Но вот два моих товарища, с которыми я сейчас активно и по горам хожу, они покрепче и помоложе – убегают вперед. На меня одиночество там совершенно не давит. Это потрясающий душевный катарсис.
На самом деле, все, кто проходит трассу, это люди с очень крепкой силой воли — одной физической подготовки там не хватит никогда. Это люди которые умеют себя внутри сжать и просто топать. Причем, топать иногда в состоянии зомби, то есть просто идешь почти на автомате, какие-то чудеса по сторонам могут показаться, что-то удивительное, чего нет на самом деле. Организм очень сильно устает, но при этом из головы выносятся все эти глупые мысли, когда в классической ситуации человек живет в этом нашем мире и, на самом деле, очень часто бегает по кругу: одна и та же мысль в голове – он с ней заснул, он с ней проснулся. Да, я очень сильно устаю и люди, которые это проходят очень сильно устают, но они оттуда выходят обновлёнными людьми.
Устаешь физически настолько, что совсем уже не думаешь?
Да, причем иногда организм потрясающие вещи демонстрирует. У меня была ситуация, когда я шел по карте, и все, вижу, что промежуточный финиш от меня полтора километра по этой просеке я в лесу находился на тот момент, и, там как бы что-то исчезает и следующий кадр – передо мной поле. поворачиваюсь назад, выход как раз из леса по просеке, пытаюсь понять по карте, кто я, где я, понять не могу, куда я попал… Минут через пять сориентировался. Получается — мой организм просто выключился и заснул, но при этом продолжал идти, и не просто идти, а преодолевать грязь, где можно поскользнуться, ветки торчат. А он каким-то образом все это прошел, то есть выключил мозг, довел до поля и разбудил: «Все, давай просыпайся, теперь будем дальше работать!»
И последний вопрос – какую книгу вы последнюю прочитали?
Перечитывал Ремарка. «На западном фронте без перемен». Я очень люблю эту книгу, она замечательная.
Александр, большое спасибо, что рассказали нам о мире будущего — технологиях интерактивного
телевидения, перспективах отрасли и необычном досуге в виде марш-бросков. Я очень надеюсь, что все ваши технологии найдут применения в самых разных областях, в том числе поднимут развлечения в России, образование и музеи на новый уровень! Больших побед и новых интересных проектов!
Если ты также хочешь найти свое призвание – участвуй в онлайн-курсе “Поиск любимого дела” от проекта На своем месте – это увлекательное путешествие длиной в месяц: более 20 заданий на определение твоих талантов, способностей, целей и желаний, это тесты по проф. ориентации и полное заключение от профессионалов по направлениям, где тебе стоит искать свое дело. Войди в Новый год с новой профессией!