Геолог в России — насколько романтична эта профессия, алкоголь как мотивация коллектива, 3 типа людей выбравших эту профессию и как защитить кандидатскую на основе Москва сити — это и многое другое узнаем у Романа Жидкова!
Ко мне в гости забежал мой чудесный друг и очень многогранный (почти тетраэдерный) человек — Роман Жидков. Пришел он правда, чтобы снять меня для фото-проекта, в котором он участвует, а так как я давно намекала на интервью по геологии, мы его заодно и провели. А что вышло смотрите дальше!
Рома, привет! Как правильно называется твоя должность?
Привет! Моя должность – ведущий инженер-геолог.
И чем же занимается инженер-геолог?
Инженер-геологи в Москве в принципе занимаются двумя основными вещами – проводят камеральные и полевые геологические работы.
Полевые геологические работы – это бурение скважин в местах, где будет происходить строительство тех или иных сооружений.
Камеральные же работы представляют собой расшифровку этих материалов и написание технических отчетов с выводами и рекомендациями для строительства.
А кому и зачем нужны эти исследования?
Эти исследования нужны, чтобы проектировщики при разработке проектов своих сооружений могли учесть какие-то геологические риски, опасности, которые могут возникнуть – это с одной стороны , а с другой стороны заложить в проект оптимальные конструкции и материалы, которые позволили бы им с минимальными затратами обеспечить нормальное функционирование сооружений.
А можешь привести примеры проблем, которые возникали с некорректно обследованными пространствами под застройку?
Такие примеры, конечно, есть, хотя зачастую причины аварий большинства сооружений неоднозначны и нельзя однозначно сваливать их на геологов. Однако есть несколько примеров , когда аварии точно были связаны с геологией, в том числе в городе Москве. Например, на улице Большая Дмитровка произошло проседание поверхности из-за того, что при проведении геологических исследований не был зафиксирован размыв в глинистых породах.Геологи не обнаружили древний речной врез, из-за которого после строительства туннеля произошла авария с проседанием поверхности на улице.
А всегда ли можно обнаружить эти протоки, или они обязаны по вашему регламенту, к примеру, 10 процентов земли «прощупать» под зданием?
Конечно, всегда есть вероятность, что тот или иной момент будет упущен, но чем более детально выполнены такие изыскания, тем меньше рисков. На самом деле, такие случаи достаточно редки в наше время и такие неблагоприятные места очень локально разбросаны по территории.
Опиши свой типичный рабочий день.
Мой рабочий день в настоящее время связан в основном с офисной работой. Я обрабатываю результаты полевых работ, разрабатываю программы исследований, иногда веду какие-то переговоры, касающиеся результатов работ или состава планируемых изысканий. Плюс веду полевые работы, то есть определенным образом организую их, в настоящее время чаще всего удаленно из офиса, но иногда и выезжаю на объект.
А чем тебе интереснее заниматься – камеральными исследованиями или полевыми?
В полевых исследованиях, конечно, есть определенная прелесть, особенно если они проходят в летний период. Однако это считается работой для начинающих геологов, хотя, безусловно среди «полевикОв» есть очень квалифицированные кадры, но в целом, большинство геологов стремится на камеральную работу, и, как правило, в офисе повыше заработная плата.
А в полях что делают?
В полях геологи организуют процесс буровых работ, описывают керн – то, что достается из буровых скважин, отбирают из него пробы на анализы, следят за тем, чтобы буровики не напивались или напиваются с ними. Ругаются с местными жителями и отвечают на вопросы типа «есть ли здесь нефть или золото».
А кто клиенты вашей фирмы? Строители-застройщики или кто?
Да, наши клиенты – это строительные компании, которые под каждый проект обязаны проводить такие строительные изыскания.
То есть они обязаны в любом случае найти какую-то компанию, которая им это проведет?
Совершенно верно. Хотя сегодня на рынке действует достаточно большое количество компаний с самой разной ценовой политикой. И по факту к нам сейчас обращаются больше клиенты, с которыми мы уже когда-то работали, потому что у нас средние цены в этом сегменте.
А чем вы лучше других компаний? Почему они именно к вам обращаются?
Основная причина, конечно, в том, что клиенты были довольны качеством выполненных изысканий. К тому же они хотят быть уверенными, что здесь не будет фальсификаций, что все скважины будут действительно пробурены. Такой честный подход в последнее время в Москве становится большой редкостью, потому что бурение скважин связано с оформлением миллиона бумажек – это невероятно трудоемкий и долгий процесс.
Для геолога?
Для согласователя. Иногда этим занимаются и геологи, но чаще все-таки в компаниях есть специальные люди для всех согласований, потому что это такая муторная административная работа, связанная с мотанием по куче инстанций. К тому же на этой должности нужно иметь особый склад характера — пробивной, скажем так. Поэтому для многих компаний бывает проще не проводить буровые работы вовсе или проводить их в урезанном варианте, а на бумаге выдать результат совершенно, скажем так, иной.
Насколько я знаю, ты в компании занимался еще какими-то важными картами. Расскажи, пожалуйста, что это за карты и кому они нужны.
Это был комплект геологических карт на всю территорию города Москвы, в том числе на присоединенную территорию. Он делался по заказу Москомархитектуры. То есть это был крупный государственный проект. Основная направленность этих карт – это информация для геологов и проектировщиков, чтобы они на этапе, предшествующем проведению изысканий, могли примерно понять, какое геологическое строение в какой точке города.
А как вы выясняли информацию о каждой точке Москвы – это же огромная территория, тем более с новой Москвой?
Работа велась на основе большОго количество фондовой информации, то есть множества самых разных изысканий, которые были выполнены в самое разное время, начиная с 30-х годов – был собран огромнейший фонд этих скважин.
А кто собирает все эти данные?
Изначально они собирают в государственном реестре Геонадзора. Это такая организация, которая осушествялет надзор за изыскателями в Москве и собирает материалы в архив. Они и передавали нам необходимую информацию, а мы ее уже сортировали, отбирали большое количество скважин – их было более 80-ти — вносили в компьютерную базу данных, обрабатывали. В общем, это огромный пласт работы, которая была выполнена профессиональными геологами, на основе этих материалов и были отрисованы эти геологические карты.
Давай немного вернемся к началу. Как ты вообще попал на геологический факультет МГУ, почему?
Мне кажется. На геологический факультет попадают люди трех категорий.
Первая – это неисправимые романтики с бородами, которые наслушались Владимира Высоцкого и иже с ними.
Вторая – это те, у кого бабушка или дедушка, папа или мама были геологами.
И третья – это те, кто не знает, чем им заняться и кому кажется, что это интересно.
Меня в принципе можно отнести ко второй категории – у меня бабушка и дедушка были геологами, правда, несколько другой направленности, более классической, с многомесячными экспедициями по Сибири, Монголии, Сирии и так далее.
А как тебе идея участия в подобных экспедициях?
Мне очень нравится идея экспедиций, но, к сожалению, в данный момент моя работа не предполагает путешествий с рабочими целями. Зато мы много путешествовали во время обучения в МГУ – каждый год у нас были продолжительные практики, учебные – в Крыму и Подмосковье и производственные – в моем случае на Южном Урале. На третьем курсе я в таких разъездах провел около двух с половиной месяцев.
А можно найти сейчас работу геологу, где необходимо будет участие в экспедициях?
Да, такое вполне возможно. Есть огромный спектр компаний, которые работают не в Москве. Собственно есть и Московские компании, которые очень много работают в провинции, например, нефтегазовые компании, которые занимаются обоснованием строительства трубопроводов. Также можно просто работать в геологоразведке или в нефтедобыче, такая работа практически всегда предполагает частые и продолжительные командировки.
А почему ты туда не пошел?
Скажем так, я удачно устроился в эту компанию, где я сейчас работаю, после окончания института (примеч.: более 7 лет назад), и она меня на сегодняшний момент устраивает. Кроме того, мне бы не хотелось отвисать по несколько месяцев на каком-то газовом местоположении в Сибири, интереснее было бы именно перемещаться по миру. Это можно организовать, но не просто.
А расскажи про свою научную деятельность.
В прошлом году я защитил диссертацию.
Какая у тебя была тема?
Принципы проведения инженерно-геологических изысканий для строительства высотных зданий на примере Москвы комплекса Москва – Сити, на котором мы работали.
А ты публиковался где-то уже?
Да, я публиковал несколько статей – это обязательно при защите кандидатских диссертаций.
А для чего ты защищал кандидатскую диссертацию?
В моем случае это было больше такое личное устремление, нежели стремление к материальной выгоде, потому что в частных компаниях нет четкой зависимости между наличием или отсутствием степени и получаемой зарплатой. Хотя в моей компании это очень поощрялось, мне оплатили обучение в аспирантуре. В этом плане я очень благодарен своим работодателям, потому что, если бы это шло вразрез с работой, то, я думаю, было бы невозможно защититься, а для меня это стало возможным, только потому что я на работе занимался тем же самым, о чем писал диссертацию.
В целом, защита мне помогла, во-первых, расширить свои знания по теме работы, во-вторых, научиться как-то их систематизировать, обрабатывать, применять. Мне, конечно, хочется думать, что она жутко полезная для всей отрасли, но, по-моему, в ней сейчас, скажем так, наука и производство идут немножко вразрез, в отрыве друг от друга.
Фото-досье: Роман на защите и на отдыхе — найдите 10 отличий.
Почему так вышло?
Да, получается, что научные исследования немножко идеалистичны и не вписываются в реалии.
Понятно. Расскажи, какими качествами ты считаешь нужно обладать, чтобы заниматься геологией твоей направленности.
Камеральный инженер-геолог должен обладать определенной усидчивостью, нужен определенный математический аппарат, хотя с этим становится гораздо проще, потому что есть разные специализированные программы, которые позволяют все делать «автоматом». Для работы в поле требуется определенная стрессо- и морозоустойчивость.
А что есть сложного в твоей работе? Есть люди, которые бы с ней не справились? Или любого можно обучить этой программе , объяснить ему пару-тройку основных истин и все – он пойдет и будет бурить, копать…
Ну, в принципе бурить, копать, наверное, со временем можно обучить любого. Хотя действительно квалифицированный полевой геолог сейчас – большая редкость и очень востребованный кадр. Для того чтобы писать отчет, особенно если речь идет о серьезных каких-то сооружениях, нужно, конечно, иметь очень хорошее представление об инженерной геологии.
То есть о том, из чего состоит земля, или о чем, что нужно понимать ?
Инженерная геология – это скажем так наука, находящаяся на стыке классической геологии и нечто типа сопромата — механики грунтов. То есть в нее заложен такой определенный физико-математический компонент. И нас этому долго учили, и конечно хорошо это освоить за пару месяцев самому может не получиться.
Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?
Она обладает безграничным потенциалом?
Да, но одно желание.
Я бы, наверное, наделил себя способностью молниеносно перемещаться в любое место.
Удобно. В московских пробках. И последнее. Ты когда перечислял три типа людей, которые занимаются геологией. Мне кажется, помимо второго типа ты все-таки относишься и к первому типу. Расскажи о своих увлечениях. Как ты любишь проводить свое свободное время?
Я люблю …Во-первых, я очень люблю проводить свое свободное время где-нибудь далеко от того места, где провожу все остальное время. Кстати, можно отнести путешествия к моим основным увлечениям. Также я жутко люблю слушать музыку, играть как-то у меня не очень получилось. Фильмы. Одно время активно рисовал. С недавних пор увлекся фотографией и завел блог (прим.: обязательно загляните в блог к Роману, если хотите посмотреть на многие туристические места другими глазами: Куба, Камчатка, Америка и просто необычные фотографии ждут вас там во всей красе!) Что еще? Ну, спорт — горные лыжи, велосипед, йога.Вот мои основные увлечения.
Рома, спасибо за подробное введение в этот загадочный мир геологии. Надеюсь, у тебя обязательно выйдет совместить свои романтичные увлечения и работу, чтобы каждый день пролетал великолепно!
Если ты также хочешь найти свое призвание — участвуй в онлайн-курсе «Поиск любимого дела» от проекта На своем месте — это увлекательное путешествие длиной в месяц: более 20 заданий на определение твоих талантов, способностей, целей и желаний, это тесты по проф. ориентации и полное заключение от профессионалов по направлениям, где тебе стоит искать свое дело. Войди в Новый год с новой профессией!